Здравствуйте, дорогие друзья!
В преддверии единого дня голосования мы посвятили нашу встречу избирательному праву в Российской Федерации. Сегодня от активной гражданской позиции молодежи и взрослых людей, от отношения каждого к своей стране зависит настоящее и будущее нашей Родины — великой России! Все мы живём в демократическом государстве и должны знать историю избирательного права в России.
Одним из первых правовых документов, регламентирующих проведение выборов в России в общенациональном масштабе, стал Манифест Екатерины II от 14 декабря 1766 года об учреждении комиссии для составления нового свода законов (Уложения) и о выборах в нее депутатов. В Манифесте и Наказе были заложены основные направления развития избирательного права того времени.
Во всероссийской избирательной кампании 1767 года в Комиссию о составлении нового Уложения приняли участие представители практически всех сословий, за исключением крепостных. От каждого города и каждой провинции был делегирован один депутат, который представлял интересы своего сословия и региона. Деятельность Комиссии не принесла ожидаемых результатов, однако выборы в нее можно по праву назвать прообразом современных выборов федерального уровня.
На уровне местного самоуправления выборная система в эпоху Екатерины Великой устанавливалась Учреждением для управления губерний Всероссийской империи (7 ноября 1755 года), а также двумя важнейшими юридическими актами, изданными 21 апреля 1785 года – «Жалованной грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Жалованной грамотой на права и выгоды городам Российской империи».
Дворянское самоуправление являлось авторитетным и влиятельным инструментом государственного управления на местном уровне, однако в него был вовлечен ничтожный процент населения России. При этом дворянские выборы не проводились в тех губерниях, где представители данного сословия были чрезвычайно малочисленными (Архангельская, Олонецкая, Вятская, Пермская губернии и все регионы Сибири).
В царствование Николая I Великое княжество Финляндское управлялось местными властями на основании местных законов. Для выборов депутатов в сейм – орган сословного представительства, губерния делилась на два избирательных округа. Право участвовать в выборах в сейм (орган сословного представительства) княжества имели граждане, «кораблехозяева», «заводчики», лица, занимавшиеся промыслами на основании особых привилегий, и домовладельцы, а также ординарные бургомистры и ратманы городов. Не имели права участвовать в выборах «женщины замужние или незамужние; лица, принадлежавшие к дворянству или духовенству; экипажи купеческого флота, нижние чины войск и прислуга публичных и частных учреждений и обществ; лица, находящиеся в услужении у других или на постоянной работе, поденщики и другие подобные люди, содержащие себя случайною работою, и лица, которые занимаются каким-либо ремеслом только для собственного пропитания; те, за кем числятся недоимки городских податей более чем за предшествовавший год».
Выборы проводились в присутствии магистрата (органа местного самоуправления) в объявленный день, а голоса считались по числу оброчных единиц или на основании суммы, которую каждый избиратель был обязан платить в городскую кассу на общественные потребности. Если городские жители желали изменить порядок выборов, то их голоса учитывались аналогичным образом и результаты утверждались императором и Великим князем.
Во время правления Николая II в 1906 году были утверждены новый Сеймовый устав и новый закон о выборах, которые вводили однопалатный сейм, всеобщее избирательное право для лиц, достигших 24 лет, включая женщин. Лишались права участия в выборах русские, проживающие на территории Финляндии, если они не являлись финскими гражданами. Выборгская губерния находилась в составе Великого княжества Финляндского до 1917 года.
Выборы в органы городского и земского самоуправления. Вторая половина XIX – начало XX в.
Отмена крепостного права в 1861 году способствовала развитию выборных институтов во второй половине XIX века. Центральной властью осознавалась необходимость привлечения широких масс населения к решению вопросов местного значения.
Подготовка реформы местного самоуправления велась довольно долго, и результат ее нашел законодательное отражение в двух ключевых документах – «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» и «Городовом положении». Согласно этим законодательным актам в губерниях и уездах были созданы выборные земские учреждения, а в 44 городах Российской империи – всесословные органы городского самоуправления.
1 января 1864 года императором Александром II было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое определяло компетенцию и порядок выборов земских депутатов. 25 мая того же года были утверждены «Правила о порядке приведения в действие Положения о земских учреждениях», которые более подробно регламентировали процедуры подготовки к выборам и их проведения. Соответствующие нормы сложились в систему земского избирательного права.
К выборам допускались лица не моложе 25 лет, не «опороченные» по суду. Женщины, а также лица, не достигшие гражданского совершеннолетия, могли принять участие в голосовании через доверенных лиц.
Для участников уездного избирательного съезда был установлен имущественный ценз: эти лица должны были быть собственниками земли или иметь недвижимость, промышленное или хозяйственное учреждение стоимостью не ниже 15 000 рублей. Кроме того, лица, обладавшие собственностью в разных губерниях и уездах, могли избираться в пределах каждой из этих территорий. Подобная система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков.
16 июля 1870 года Александром II было введено «Городовое положение», которое заменило прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями. По новому «Положению» в городах были созданы городская дума (представительный орган), городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы и городское избирательное собрание, роль которого сводилась к проведению выборов в городскую думу один раз в четыре года. В функции думы входили дела общественного устройства, назначение выборных лиц городского общественного управления, а также установление сборов и налогов.
Правом голоса обладали городские обыватели всех сословий, достигшие 25 лет и владевшие имуществом, из которого выплачивались налоги в пользу города. Не могли быть избирателями «несобственники» (арендаторы, квартиронаниматели), банкроты, чиновники местного управления.
Городские обыватели вносились в список избирателей в очередности, определяемой размером сумм, выплаченных ими в городской бюджет. Сформированный таким образом общий список разделяли на три списка. За два месяца до выборов списки оглашались, в них вносились необходимые изменения, и в откорректированном виде они передавались в городскую управу.
Выборы проводились закрытой подачей голосов, посредством баллотировки шарами: шар, уложенный в правую часть специального ящика, означал голос за избрание, в левую – против.
Отличительной чертой избирательного процесса было то, что в ходе выборов от голосующих не требовалось подтверждающих личность документов, но незаконное участие в выборах каралось в соответствии с «Уложением о наказании». Результаты выборов фиксировались в особом выборном листе, который подписывал городской голова.
Государственная Дума Российской империи I–II созывов (1906–1907)
Революционные события 1905–1906 годов подвигли правительство на создание общероссийского представительного органа. 6 августа 1905 года император Николай II обнародовал Высочайший манифест «Об учреждении Государственной Думы», в котором декларировалось привлечение выборных представителей к «постоянному и деятельному участию в составлении законов». Однако полноценной законодательной властью Дума не наделялась, и ее правильнее было бы называть законосовещательным органом. На выборах в эту Думу предполагалось наделение избирательными правами ограниченного числа поданных, отвечающих определенным критериям, прежде всего имущественным.
17 октября 1905 года Николай II издал манифест, в котором населению были дарованы «основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» и обещано формирование Государственной Думы с законодательными полномочиями.
Закон, определявший новый и более либеральный порядок выборов в I Государственную Думу, был принят в декабре 1905 года. В соответствии с ним учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Права голоса были лишены лица женского пола, лица моложе 25 лет, а также обучающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе, «бродячие инородцы» и иностранные подданные, осужденные, недееспособные, некоторые должностные лица.
Государственная Дума Российской империи III–IV созывов (1907–1917)
Весной 1907 года правительство приступило к разработке нового избирательного закона. Проект изменения избирательной системы был составлен при участии премьер-министра П.А. Столыпина и тайного советника С.Е. Крыжановского.
Система выборов была многоступенчатой. На первом этапе крестьяне на волостных сходах выбирали уполномоченных на уездный избирательный съезд. Крестьяне выбирали по два уполномоченных от каждого волостного схода. В то же время рабочие выбирали уполномоченных на губернский избирательный съезд по одному от фабрики с числом работающих от 50 до 1999 и далее по одному на каждую следующую полную тысячу работающих. Мелкие землевладельцы, не прошедшие имущественный ценз для участия в уездном избирательном съезде, собирались на предварительный съезд, который мог выбрать участников уездного избирательного съезда.
На втором этапе выборов в каждом уезде собирались раздельные крестьянские съезды четырех курий. От крестьян в съездах участвовали уполномоченные; землевладельцы и горожане по двум спискам являлись на съезды лично, мелкие землевладельцы были представлены уполномоченными. В губернском городе собирался избирательный съезд рабочей курии.
Избирательные съезды выбирали выборщиков для участия в губернском избирательном собрании, общем для всех курий. Если в съездах участвовало до 500 человек, всех кандидатов выбирали по очереди, голосуя шарами; если более – голосовали записками с именами и выбирали тех, за кого было подано наибольшее количество голосов. В выборщики могли быть выбраны только сами участники избирательных съездов.
Губернское избирательное собрание было третьим этапом выборов. Участники собрания – выборщики – были одновременно и избирателями, и кандидатами в депутаты. Имя всякого выборщика, заявившего о желании быть избранным, ставилось на голосование.
В первую очередь выбирали депутатов по куриальным квотам, различным для разных губерний. Этих депутатов выбирало все собрание, но только из числа выборщиков, представлявших свои курии.
По всей России для крестьян было зарезервировано 50 мандатов, для землевладельцев – 50 мандатов, для избирателей 1-го городского съезда – 25 мандатов, для избирателей 2-го – 25 мандатов, 1-го и 2-го совместно – еще 25 мандатов, для казаков – 3 мандата, для рабочих – 6 мандатов.
Избирательная кампания во Всероссийское учредительное собрание. Март–ноябрь 1917 г.
Планировался созыв Всероссийского учредительного собрания. Работа над проектом «Положения о выборах во Всероссийское учредительное собрание» была завершена в августе.
Для того времени положения данного акта были одними из самых прогрессивных. Устанавливалось всеобщее равное избирательное право, прямые выборы и тайное голосование. Была введена пропорциональная система выборов. Избирательное право было предоставлено всем гражданам страны, достигшим 20-летнего возраста (включая женщин), а военнослужащим – достигшим 18-летнего возраста. От участия в выборах отстранялись недееспособные, осужденные. Начавшаяся вскоре предвыборная кампания в Учредительное собрание, в которой участвовало несколько десятков политических партий и общественных организаций, сопровождалась широкой агитацией.
25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде в результате вооруженного переворота Временное правительство было низложено. Власть перешла к новому правительству – Совету народных комиссаров. Но оно также было временным, созданным, как провозглашалось, «для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания», выборы которого должны были состояться 12 ноября.
По итогам выборов наибольшее количество голосов в Учредительном собрании получили не захватившие власть большевики, а правые и центристы. Первое заседание Учредительного собрания состоялось 5 января 1918 года в Таврическом дворце. Оно провозгласило Россию федеративной демократической республикой, подтвердив тем самым отказ от монархической формы правления. Однако Собрание отказалось рассмотреть проект «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа». В ответ большевики покинули заседание. Уже на следующий день председатель СНК В.И. Ленин представил тезисы доклада о роспуске Учредительного собрания, рассмотрев которые, Всероссийский центральный исполнительный комитет утвердил Протокол № 41 «О роспуске Учредительного собрания».
Выборы в Советы. 1918–1936 гг.
19 июля 1918 года вступила в силу новая Конституция РСФСР. По конституции высшая власть принадлежала Всероссийскому Съезду Советов.
Инструкция о выборах в Советы, утвержденная Постановлением Президиума ВЦИК от 4 ноября 1926 года, на союзном уровне определяла основные избирательные процедуры, устанавливала сроки организации и проведения выборов. Она стала важнейшим событием в развитии избирательного закона.
Эта инструкция включала в себя норму о лишении избирательных прав. Значительная часть населения согласно Конституции была лишена права избирать и быть избранными. Права голоса были лишены лица, живущие на нетрудовой доход, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции. Кроме того, права голоса были лишены лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, и лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления.
В крупных городах учет избирателей и лишенцев вели профсоюзные комитеты, в сельской местности – волостные исполкомы и сельсоветы. Составлялись списки избирателей, которые за 20 дней до выборов размещались для всеобщего сведения на видном месте.
Особенностью положения лишенцев была потеря не только избирательного права, но и социальной поддержки государства, вплоть до потери права на получение «заборной книжки», ставшей основным документом, дающим право на получение продуктов питания после введения в конце 1928 года карточной системы. Избирательные комиссии были переполнены жалобами на неправильное включение в список лишенцев и ходатайствами о восстановлении незаконно утраченных избирательных прав.
Избирательные кампании 1937–1941 гг.
После принятия Конституции РСФСР 1937 года меняется избирательная система. Вместо Центральной избирательной комиссии создается Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР. В союзных и автономных республиках, автономных областях и национальных округах формируются республиканские (областные) и окружные избирательные комиссии по выборам в Совет Национальностей Верховного Совета СССР. В каждом избирательном округе по выборам в Совет Союза также создается окружная избирательная комиссия. На низовом уровне формируются участковые избирательные комиссии, обслуживающие территории избирательных участков.
12 декабря 1937 года впервые днем выборов стал выходной – воскресенье. На избирательных участках были предусмотрены места для регистрации избирателей, комнаты ожидания, помещения с кабинами для голосования, а также отдельные помещения с урнами для бюллетеней.
Члены избирательных комиссий дежурили в комнате ожидания, у избирательного ящика, кабин, обеспечивая контроль за ходом проведения выборов. Помимо членов комиссий, выдачу бюллетеней производили специально назначенные регистраторы.
Голосование могло осуществляться только персонально и лишь в специально оборудованном помещении. Не допускались предварительная подача голосов или голосование с помощью передвижных урн.
Обстановка, в которой проходили выборы, произвела сильное впечатление на жителей деревни и представителей городских низов, особенно на пожилых и малограмотных людей – крестьян, неквалифицированных рабочих, – тех, кто нечасто удостаивался внимания властей. Многих граждан доставляли к местам голосования на санях, грузовиках и даже на легковых автомобилях.
Избирательный процесс в 1946–1980-е гг.
В послевоенные годы продолжала применяться та же модель последовательной организации избирательных кампаний, при которой Советы разного уровня избирались не одновременно, а поэтапно. Сначала союзные структуры, затем – республиканские и, наконец, региональные.
Важным стало нововведение, допускающее голосование не в помещении избирательного участка, а по месту жительства с использованием «избирательного ящика уменьшенного размера». Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1945 года разрешало участковым избирательным комиссиям «в виде исключения производить прием избирательных бюллетеней в местах пребывания отдельных групп избирателей, если эти избиратели по условиям сообщения не могут прибыть для голосования на избирательный участок».
В 1946 году к выборам депутатов Верховного Совета СССР впервые были допущены советские граждане, находящиеся за пределами Союза, – военнослужащие частей Красной Армии и Военно-Морского Флота. При этом экипажи гражданских судов, находящихся в день выборах в портах и водах иностранных государств, в выборах не участвовали. Законодательство санкционировало регистрацию в качестве избирателей лиц под следствием, но не содержащихся под стражей, если они не были лишены избирательных прав по приговору суда.
В 1947 году были избраны депутаты Верховных Советов союзных республик (9 февраля) и местных Советов депутатов трудящихся (21 декабря).
Выборы в Верховный Совет СССР в 1950 году происходили на основе избирательного закона от 9 января 1950 года. 12 марта 1950 года был избран депутатский корпус Верховного Совета СССР и переизбраны депутаты местных Советов. В дальнейшем выборы всех Советов проходили регулярно, каждые четыре года. Избирательное законодательство не претерпело существенных изменений по сравнению с союзными и республиканскими «положениями о выборах», принятыми в 1937–1939 годах. Был несколько увеличен возрастной ценз депутатов Верховных Советов: союзного – с 18 до 23 лет, а республиканских – с 18 лет до 21 года.
7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР, закрепившая основные принципы избирательного права: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, а также внесшая определенные изменения.
Расширился круг субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов в депутаты. Так, например, право выдвижения кандидатов в депутаты получили профсоюзы, кооперативные и иные общественные организации, трудовые и общественные организации, а также собрания военнослужащих по воинским частям.
Гражданам и общественным организациям гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
В 1987 году на выборах в местные Советы депутатов трудящихся граждане СССР впервые получили возможность ограниченного выбора между несколькими кандидатами. Закон «О выборах народных депутатов СССР» ввел в обиход принцип состязательности кандидатов.
Перестройка и первые советские выборы на альтернативной основе. 1980–1990 гг.
1 декабря 1988 года был принят закон СССР «О выборах народных депутатов СССР», содержащий нормы, присущие избирательному праву демократического типа. 26 марта 1989 года в СССР состоялись выборы народных депутатов, впервые в советской практике проходившие на альтернативной основе, то есть с участием нескольких кандидатов.
По аналогии с общесоюзным законодательством 27 октября 1989 года был принят Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР».
Выборы народных депутатов РСФСР состоялись 4 и 18 марта 1990 года. По их результатам был сформирован Съезд народных депутатов РСФСР, а затем и Верховный Совет РСФСР, состоящий из двух палат – Совета Республики и Совета Национальностей.
12 июня 1991 года состоялись выборы Президента РСФСР. Президентом был избран Б.Н. Ельцин, получивший 57,3 % голосов избирателей.
В целом в начале 90-х годов советская избирательная система претерпевала существенные изменения, и институт выборов стал играть одну из ключевых ролей в процессе постепенной демократизации страны.
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации I созыва. 1993 г.
Постсоветский период стал новым этапом в истории избирательного процесса. Полномасштабная работа по разработке законодательства, обеспечивающего демократические формы участия граждан в выборах, была осуществлена после проведения референдума 25 апреля 1993 года. Были подготовлены два альтернативных законопроекта. Один из них – проект группы Виктора Шейниса – отражал принцип соединения двух типов избирательных систем: половина депутатов избиралась по одномандатным округам, а другая половина – по спискам избирательных объединений. Другой проект предусматривал сохранение применявшейся на выборах народных депутатов РСФСР 1990 года мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
Политическая дискуссия в итоге была разрешена Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации были распущены, не доработав до конца своих полномочий.
Президент учредил Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
На 12 декабря 1993 года были назначены экстренные выборы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации, а также референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации.
В Положении впервые был реализован принцип открытости и гласности выборов посредством установления института общественного контроля. Каждое избирательное объединение и каждый зарегистрированный кандидат имели право назначать в соответствующие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса, а также направить в день голосования на каждый избирательный участок до пяти наблюдателей. Кроме того, значительное внимание в Положении было уделено вопросам проведения предвыборной агитации, подробно регламентирована процедура досрочного голосования (за 15 дней).
12 декабря 1993 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы. Из 13-ти избирательных объединений, включенных в избирательный бюллетень по общефедеральному избирательному округу, пятипроцентный барьер смогли преодолеть восемь партий.