Виртуальная книжная выставка «Армянская Апостольская Церковь на Донской земле»

      Комментарии к записи Виртуальная книжная выставка «Армянская Апостольская Церковь на Донской земле» отключены

Одной из крупнейших ветвей христианства является Григорианская церковь. А Армяно — Григорианская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Название ее связано с именем первого католикоса Григора, при котором христианство было провозглашено государственной религией Армении. Армянская Апостольская Церковь — весьма древняя. Считается, что армяне стали первым в мире народом, официально принявшим христианство еще в 301 году нашей эры.

В 18 веке одним из важных национальных центров стал город Нор Нахичеван (ныне район в составе города Ростова-на-Дону) и играл видную роль в жизни российских армян.   

1.О начале пути на Донской земле, о высокой древней культуре армян, которую привезли с собой на   переселенцы рассказывается в книге «Культура южной столицы» авторов Н.Редькова, Г.Беленького и Л.Лисицына.

2. О церквях Нор Нахичевана подробно написано в книге Ерванда Шахазиза «Новый Нахичеван и новонахичеванцы».

«В Нахичеване семь церквей. Шесть из них приходские, одна — кладбищенская, которая хотя не имеет своего прихода, но будучи очень близка городу, считается почти приходской, потому что имеет свое братство, и, как и другие церкви, регулярное ежедневное песнопение и богослужение», — так начинается глава «Церкви Нового Нахичевана» книги Ерванда Шахазиза.

3. В книге   известного ростовского краеведа, доктора филологических наук, профессора Южного федерального университета Смирнова Владислава Вячеславовича «Нахичевань-на-Дону. Этюды старой истории: время и люди» рассказывается о монастыре церкви Сурб Хач.

О древних обычаях, о службах, о праздниках повествуется в главе книги под названием «Монастырь на кургане: Святой Крест»

4. В издательстве «Веда» (Таганрог, Россия) вышла книга Георгия Багдыкова «Сурб Хач». Ростовчанин Г.Багдыков, по профессии врач, в свои 45 лет является автором более пятидесяти книг по популярной медицине, краеведению, художественной прозе, а также ряда монографий по специальности. Имеет множество званий, наград, член различных авторитетных организаций. Две вышеуказанные книги посвящены 300-летию со дня основания Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви.

«Сурб Хач» (Святой Крест) –название Армянского монастыря, основанного в 1783 году.   Его истории посвящена одна из книг Багдыкова, при этом подчеркивается, что это самое древнее каменное здание Ростова-на-Дону. Задолго до этого, еще при Петре I армянам было разрешено строить в России свои церкви. Так, в 1706 году армянская община Астрахани получила право возвести каменную церковь вместо деревянной — и появился собор Пресвятой Богородицы. Очень многое для поддержания ААЦ сделала Екатерина II. Именно по ее распоряжению все армянские церкви России стали подчиняться Католикосу Всех Армян. В благодарность Католикос Симеон I Ереванци подарил императрице частицу Ноева ковчега. А она в ответ — двуглавого орла, усыпанного драгоценными камнями.

Строительство основанного в 1783 году монастыря Сурб Хач было завершено в 1792 году, его освятил один из основателей Нор-Нахичевана, архиепископ Иосиф Аргутинский. Им же при монастыре была основана и первая на юге России типография. Монастырю принадлежала большая территория — около 50 гектаров земли. Стены церкви монастыря были украшены привезенными из армянских церквей Крыма хачкарами (ведь новонахичеванцы переселились из Крыма). Здесь хранились также христианские реликвии — посох Св. Георгия.

5. В советские годы судьба храма висела на волоске. Об этом и многом другом подробно описывается в книге «О чем расскажет нам город» автора Г.М.Багдыкова.

В 1960 году хачкары были уничтожены. Нет и украшенной резным орнаментом деревянной двери XI века, принадлежащей одной из церквей Ани (ведь если отсчитать назад еще несколько веков, часть крымских армян появилась на полуострове после падения Ани…) И именно в Крыму вначале был построен (близ Феодосии) в середине XIV века монастырь Сурб Хач, а позже такое же название армяне дали храму в Ново-Нахичеване.

Кстати, крымский Сурб Хач вновь в наше время стал действующим. А вывезенный отсюда знаменитый хачкар (предположительно IV-VI вв.) является главной святыней ростовского собрата. В символике хачкара объединены солнце и крест, что подчеркивает его древность. Сегодня эта реликвия, прошедшая сложный путь (Ани — Крым — Ростов), на том же месте. Но путешествие во времени и пространстве было весьма тяжелым. От полного уничтожения ростовский Сурб Хач спасло создание Музея русско-армянской дружбы в 1972 году. Многое для этого сделали художник Мартирос Сарьян, архитектор Марк Григорян, Николай Хафафян и другие представители интеллигенции. Долгие годы музеем заведовала историк, краевед Светлана Хачикян. В 2007 году городские власти приняли решение о передаче монастыря Армянской церкви, при условии, что армянская община приобретет и восстановит здание для музея дружбы двух народов. Так и сделали. В сентябре 2008 года Католикос Гарегин II принял участие в торжественном богослужении и освящении Сурб Хача, ставшем духовным центром донских армян.

6. В еще одной книге Георгия Багдыкова   прослеживается судьба армянских священников Дона. Книга так и называется «Армянские священники Дона». Она у многих сложилась по-разному, как и судьба церквей, снесенных в советские годы. На основе различных источников автор рассказывает о священнослужителях, подвергнутых необоснованным гонениям и репрессиям. Среди них были и предки Багдыкова. Особой, невосполнимой утратой стала экспроприация государством всех церковных ценностей — икон, хачкаров, рукописей.

Священников в 30-е годы XX века обвиняли в чем угодно — связи с дашнаками, контрреволюционная деятельность, подготовка терактов и даже симпатии к фашистам. Некоторые (Минас Хумашьян, Мкртыч Тер-Акопьян, Никогайос Кристостурьян, Хачатур Бугоян и другие) были приговором тройки расстреляны в 1938 году, с конфискацией имущества. Невинно пострадавшие были реабилитированы только в 1989 году. В книге рассказывается также об уроженце Нор-Нахичевана Католикосе Геворге VI, а также других главах Армянской церкви, служивших в разное время на Дону. Багдыков приводит и краткую биографию нынешнего предводителя Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископа Езраса Нерсисяна.

Основанная 300 лет назад епархия прошла через многие испытания. Сегодня, армяне имеют возможность вновь возводить хачкары и церкви на донской земле. А это один из важнейших факторов сохранения национальной идентичности вдали от армянской земли.