5 апреля 1242 года на Чудском озере произошло знаменитое Ледовое побоище. Русские воины под командованием князя Александра Невского разгромили немецких рыцарей, собиравшихся нанести удар по Великому Новгороду. Эта дата долгое время не имела официального признания в качестве государственного праздника. Лишь 13 марта 1995 года был принят Федеральный закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России». Тогда, в канун 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, российская власть вновь озаботилась вопросом возрождения патриотизма в стране. В соответствии с этим законом, днем празднования победы на Чудском озере назначили 18 апреля. Официально памятная дата получила название «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере».
Вот что говорит об этой войне «Житие Александра Невского»: «… На третий же год после победы Александра над (шведским) королём, в зимнее время, пошёл на землю немецкую в силе великой, чтобы не похвалялись, говоря : «Покорим славянский народ под себя»… Иные же города немецкие соединились и решили: «Пойдем и победим Александра и в плен его возьмем».
Когда же приблизились ратные, то проведали про них стражи Александровы. Князь же Александровы. Князь же Александр исполчился и пошёл навстречу, и покрылось озеро Чудское множеством воинов с обеих сторон. Отец же его Ярослав послал ему на помощь младшего брата Андрея с большой дружиной. Также и у князя Александра было множество храбрецов, как в древние времена у царя Давида, сильных и крепких. Так и мужи Александровы исполнились духа ратного, ибо сердца их были, словно сердца львов, и сказали : «О, княже наш честный! Ныне пришло время положить нам головы свои за тебя.» Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал: «Суди меня, Боже, как ты помог в древности Моисею победить Амалика и прадеду моему Ярославу – окаянного Святополка».
Была же тогда суббота . И когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была сеча зла, и треск от ломающихся копий стоял, и звон от ударов мечами, словно замерзшее озеро двинулось; и нельзя было льда видеть, ибо покрыт он был кровью…
Тех, кто говорил: «Захватим Александра руками,» — предал Бог в руки его. И никогда не находилось противника, достойного его в битве.
И возвращался князь Александр со славной победой. И многое множество пленных было в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто именует себя «Божьими рыцарями».
Когда же приблизился князь ко граду Пскову, встретили его пред городом игумены, и священники в ризах с крестами, и весь народ, воздавая хвалу Богу и славу господину князю Александру…»
«О том, насколько важным было событие, произошедшее на Чудском озере, говорит хотя бы тот факт, что рассказы о Чудской битве существуют во всех главных русских и немецких летописях того времени. И что очень важно – славная победа русских под предводительством Александра Невского не подвергается сомнению ни одним из авторов, включая немецких, да и данные о потерях приводятся примерно одинаковые с обеих сторон.
«Ледовое побоище»(под таким названием Чудская битва вошла в наши летописи, а затем и в научную историю) кардинально изменило соотношение сил на северо-западных границах Руси. Тевтонский орден после этого поражения вынужден был обратиться к Александру Невскому с просьбой о мире. Естественно, мир был заключён на самых выгодных для Великого Новгорода условиях, которые, надо заметить, долгое время соблюдались неукоснительно.
Но самое главное историческое значение этой битвы в том. Что именно на льду Чудского озера был поставлен предел распространению немецкого владычества на восток. Сам Бог рассудил вековой спор германцев и славян на долгие века оградил наше Отечество от нашествия западных завоевателей.» — В.Малягин : «Святой благоверный князь Александр Невский.
Победа русского воинства была обеспечена умелым командованием Александра Невского. Его роль в битве сложно переоценить. «Жизнь князя Александра – полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля Древней Руси – издавна привлекала внимание потомков, рождая в их сердцах возвышенные чувства. Он принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперёд. Ему выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, охранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы. Память святого благоверного великого князя Александра Невского призывает всех людей к самоотверженному служению родной земле в нерушимом согласии, при котором только и может успешно строиться великое государственное дело. Патриарх Кирилл отмечал, что такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны не имеют срока давности.
«Жизнь и деяния великого князя Александра Невского при ближайшем и подробном рассмотрении оказываются не просто современными – а по-настоящему злободневными. И те, почти неразрешимые задачи, которые он решал в государственном строительстве семь столетий назад, вовсе не потеряли своей актуальности сегодня, в начале XXI века. Потому что человеческая суть (к сожалению или к счастью – как на чей вкус!) не меняется с годами, веками и тысячелетиями. И зерно человеческой личности – отнюдь не в овладении современными новейшими технологиями, «девайсами» и «гаджетами», а в том вечном, духовном и нравственном чувстве, что пока ещё живёт почти в каждой человеческой душе, несмотря на все усилия стремительно изменяющегося (и изменяющего) мира,» — это цитата из книги В.Малягина «Святой благоверный князь Александр Невский.
Книга хранится в библиотеке имени А.М. Листопадова и рассказывает читателям о том, «чем так велик именно Александр Невский, что смог стать «первым среди равных»? В чём его главные заслуги перед Отечеством и русским народом? Почему Русская православная Церковь уже несколько веков назад причислила человека, который много раз держал в руках оружие, к лику святых?»