Выставка-персоналия «С днем рождения,писатель»

      Комментарии к записи Выставка-персоналия «С днем рождения,писатель» отключены

Региональный тур «Ростов. Лебеденко.105», в рамках проекта «Литературный туризм».

Дорогие наши читатели, библиотека имени А.М.Листопадова предлагает  вам посетить выставку-персоналию в рамках Единого дня писателя «Ростов. Лебеденко.105», посвящённую 105-летию со дня рождения донского писателя, Лауреата премии Союза писателей СССР и премии Союза писателей РСФСР. Председателя Ростовской областной писательской организации и члена правления Союза писателей РСФСР Петра Васильевича Лебеденко. Мы предлагаем вам познакомиться с творчеством нашего земляка Петра Васильевича Лебеденко, внесшего большой вклад в развитие русской литературы. Романы Лебеденко интересны, прежде всего, исследованием характеров и судеб людей.

Человек уникальной судьбы.

Лебеденко Петр Васильевич родился 20 марта 1916 года в городе Сарапуле Удмуртской автономной республики. Его отец происходил из семьи потомственных донских рыбаков. И в 1921 году семья перебралась в Азов, в родные донские края.Здесь же он еще мальчишкой впервые увидел самолет и сразу влюбился в небо. Как это произошло, лучше всего рассказал сам Петр Лебеденко в одном из своих автобиографических произведений:

«Было мне, кажется, лет десять, когда я впервые увидел летчика. Жил я тогда у самой реки в древнем Азове, а самолет, сделав круг над турецким валом, опустился на другом конце города. Все азовчане от мала до велика приняли в тот день участие в кроссе на дальнюю дистанцию: бежали старухи и старики, побросав каюки и байды, мчались за город рыбаки, и само собой, впереди всех — мальчишки…

Летчик курил в нескольких шагах от своей чудо-машины — весь в блестящей черной коже, суровый, неулыбающийся, таинственный. До сих пор помню, какая тогда стояла тишина. Люди словно онемели. Вот тогда-то я впервые в своей жизни познал, что такое зависть. Не знаю, чему я больше завидовал: славе человека, который казался неким божеством, или тому, что ему дано видеть мир не таким, каким видим его мы. Через час летчик улетел.

В ту ночь я никак не мог уснуть. Только закрываю глаза — и сразу вижу самого себя в черной кожаной куртке, в таких же брюках, черные краги отражают солнечные лучи, а шлем с очками лежит у моих ног на траве как символ моего неземного существования. Потом под молчаливыми взглядами толпы, которая онемела от обожания, сажусь в машину и лечу в небо»…

Мальчишеские мечты сбылись ровно через десять лет. В 1936 году Петр Лебеденко поступил в Батайское авиационное училище гражданского воздушного флота. Четыре года учился летать на самолетах У-2, легендарных «небесных тихоходах», вошедших в книги, фильмы и песни. Примечательно, что экзамены у молодых выпускников батайского училища принимал советский ас Валерий Чкалов.

Петр Лебеденко получил назначение в эскадрилью ГВФ (предтеча «Аэрофлота») в Уфе. Летчики обслуживали весь Северный Урал и Заполярье. Летал над тундрой, ночью, в непогоду. Когда началась война в Испании, попросился добровольцем, но не взяли: «Ты нужен здесь».

На фронт Петр Лебеденко был призван в 1941 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Группа пилотов У-2 была направлена в Краснодар, где формировался специальный полк, состоящий из летчиков ГВФ. О том, как воевали пилоты гражданского воздушного флота, свидетельствует то, что в конце войны полк получил название «23-й Берлинский, орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиационный полк ГВФ». В нем было много товарищей Лебеденко по Батайскому училищу. И еще одна цифра: из 92-х летчиков-батайцев с войны вернулись только девять человек.

У-2 летали преимущественно ночью: для разведки, связи, снабжения партизан. Днем они становились слишком легкой добычей вражеских истребителей. Самолет представлял из себя деревянную конструкцию, обтянутую промасленным перкалем — специальной авиационной тканью. Из оружия у летчика _ только личный пистолет и триста килограммов бомб. Зато с земли по самолету-тихоходу, мерно жужжащему своим мотором, противник ведет огонь из всех видов оружия. И никакой защиты…

Лебеденко участвовал в кровопролитных боях за Марухский перевал — ключевую точку в обороне всего Кавказского хребта. Под огнем противника он сумел посадить на маленький горный пятачок свой самолет, груженый боеприпасами и медикаментами, чем обеспечил боеспособность нашего подразделения, сражавшегося в окружении. Лебеденко сумел еще и взлететь, разогнавшись по короткой тропе над пропастью.

Свою первую награду – орден Красной звезды лётчик получил за выполнение ответственного задания (вывоз важных документов из немецкого окружения) в сложной боевой обстановке.

В войну случалось всякое. И в Югославии летал к партизанам, и в Польше случалось попадать в переплеты. Всего Лебеденко совершил более 800 боевых вылетов. В одном из полетов его самолет был подбит зенитным огнем. Летчик сумел приземлиться, но получил тяжелое ранение, потерял много крови. Едва живого, его доставили в госпиталь, и жизнь летчику спасла военная медсестра Татьяна Кулешова, которая дала Лебеденко свою кровь.

Победу Петр Васильевич встретил в поверженном Берлине. Орденов и медалей домой привез столько, что не помещались на гимнастерке. В том числе иностранные, такие как польский «Серебряный крест»…

«Когда началась война, когда один за другим не возвращались на землю те, с кем вот только сегодня, только час или два назад сидел под крылом самолета и дымил последней перед вылетом папиросой, — тогда я уже знал, что если останусь жив, то расскажу людям о них. Расскажу правдиво, без прикрас, так, как было в жизни», — вспоминал впоследствии писатель Петр Лебеденко. О летчиках он написал четыре романа, лучший из которых — «Четвертый разворот», лег в основу сценария кинофильма…

ПИЛОТ ШОЛОХОВА

Однажды Лебеденко получил приказ вывезти с передовой линии, из-под огня противника, корреспондента «Красной звезды». Невысокий остроглазый полковой комиссар с четырьмя «шпалами» в петлицах запомнился летчику, хотя их встреча была мимолетной. Когда благополучно приземлились, Лебеденко узнал фамилию военного корреспондента: Михаил Шолохов.

Демобилизовавшись, Петр Васильевич продолжил воздушную службу на земле. Он получил назначение на должность начальника небольшого аэропорта в городе Миллерово. И здесь состоялась вторая встреча с Шолоховым. Михаил Александрович вспомнил летчика, который вывозил его в 1942-м с передовой, и фронтовое знакомство превратилось в дружбу. Когда Шолохов приезжал из Ростова или Москвы на поезде на станцию Миллерово, дальнейший путь он предпочитал преодолевать на самолете-«кукурузнике». И настаивал, чтобы за штурвал садился Петр Лебеденко.

И все же самолеты нечасто летали из аэропорта Миллерово. Бывший фронтовик откровенно скучал в сельской глуши. Пока в один из дней на него не нашло настоящее озарение.

«Почти на целый месяц затуманило, задождило, аэродром настолько раскис, что ни взлететь, ни сесть, — вспоминал Петр Васильевич. — И вот однажды я решил сесть за стол и написать рассказ об этом маленьком, тихом, словно заброшенный полустанок, аэропорте, о нашей тоске по настоящей летной работе, о том, как нам, в прошлом боевым летчикам, не хватает неба. Так и хотелось начать: «Давным-давно это было». Именно эти слова первыми легли на бумагу».

Классическое начало в итоге обернулось не рассказом о глухом аэродроме, а первой новеллой цикла «Сказки Тихого Дона» — пожалуй самым читаемым произведением Петра Лебеденко. «Название пришло само собой, удивительно легко, и удивительно легко перо побежало, будто все уже выношено и заранее обдумано, хотя еще четверть часа назад ничего подобного и в голову не приходило», — вспоминал писатель.

К вечеру одна из сказок была написана. Наутро Лебеденко принялся за следующую, назвав ее «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». Один за другим вставали перед воображением писателя яркие образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое — Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую. И герой сказки, Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи…

«Откуда они приходили, эти образы, в каких рождались клетках, до сих пор даже самому себе не могу объяснить. Нигде, никогда и ни от кого я не слышал и слова о том, о чем писал. Все рождалось мгновенно и для меня самого загадочно», — вспоминал Петр Васильевич.

Судьба первой книги оказалась счастливой. Воспользовавшись близким знакомством, Лебеденко показал свою рукопись Михаилу Шолохову. «В этом парне что-то есть. Пусть пишет!», — сказал Михаил Александрович.

«Сказки Тихого Дона» впервые вышли в свет в «Ростиздате» в 1950 году, и с тех пор выдержали множество переизданий. В том числе полумиллионными тиражом книгу выпустило издательство «Детская литература».

Шолоховское благословение определило писательскую судьбу Петра Лебеденко. Он всерьез занялся литературным трудом. Начиная с 1954 года одна за другой выходят книжки приключенческих повестей и рассказов для подростков: «В дальнем лимане», «Клуб отважных», «Компас», «Шхуна «Мальва» и другие.

Также по совету Шолохова П.В. Лебеденко написал ряд произведений о летчиках, как военных, так и гражданских. Потом стали появляться романы и повести: «Льды уходят в океан» (о жизни Крайнего Севера), «Люди, как реки…» и «Черные листья» (о нелегком труде шахтеров), «Повесть о разведчике»…

В романе «Красный ветер» в основе сюжета лежит борьба с фашизмом в Испании в 1936 году. В романе много батальных сцен, и особенно ярко показан драматизм воздушных боев. Главная идея, выраженная одним из героев произведения, удивительно актуально звучит и сегодня: «Жизнь по самой сути бессмертна, значит, она сметет фашизм».

В 1957 году Петр Лебеденко вступает в Союз писателей СССР. Вместе с этим изменяется и его личная жизнь.

Еще в годы учебы в летном училище Петр встретил свою судьбу — прелестную романтическую девушку Валентину, студентку Таганрогского педагогического института. Она стала его женой и в течение 24 лет была его неизменным преданным другом, помощницей и музой. Не раздумывая отправилась за мужем на Урал после окончания лётного училища, после войны переехала вместе с ним в скромный глинобитный дом в Миллерово, куда Пётр Васильевич был назначен начальником аэропорта.

— Валентина Андреевна была первым редактором, машинисткой и советчиком в литературном творчестве для Петра Васильевича, — рассказывает Е.П. Лебеденко. — Духовность мамы, ее высокая культура в сочетании с педагогическим образованием были опорой в первых литературных опытах начинающего писателя.

Став профессиональным писателем и перебравшись в Ростов, Петр Васильевич Лебеденко близко знакомится с редактором Ростовского книжного издательства Маргаритой Ивановной Лагуновой. Сердцу не прикажешь, у писателя появилась другая муза. Отныне, и до последних минут жизни Маргарита Ивановна оставалась верной спутницей Петра Лебеденко и в жизни, и творчестве.

Петр Васильевич был счастливым, любящим отцом, дедом пятерых внуков и трижды — прадедом. Старшая дочь Елена — врач, в течение 15 лет она руководила клиникой Ростовского государственного медицинского университета. Двое сыновей сегодня живут в Лондоне. Особенной гордостью Петра Васильевича была старшая внучка, сейчас — доктор медицинских наук, профессор кафедры Ростовского медуниверситета Елизавета Лебеденко. Династию медиков продолжает правнучка Маша, которая завершает учебу в медуниверситете.

С 1976 года и в течение 18 лет Петр Лебеденко бессменно избирается председателем Ростовского отделения Союза писателей. Много времени и сил он отдает административной деятельности. Решает бытовые проблемы коллег по писательскому цеху. Работает с молодежью. При нем творческая организация получила прекрасный особняк — Дом писателей на улице Пушкинской, 114.

В доме Петра Лебеденко, окна которого выходят на набережную Дона, и на его даче в станице Мелиховской, побывали многие известные деятели искусства. Частыми гостями были писатели Юрий Бондарев, Анатолий Калинин и Виталий Закруткин, приезжали английские коллеги Джеймс Олдридж и Памела Хенсфорд Джонсон. В станице Мелиховской звучал живой голос Владимира Высоцкого.

За свою творческую деятельность Петр Васильевич был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Петр Лебеденко стал лауреатом премии Союза писателей СССР за роман «Льды уходят в океан» и премии Союза писателей РСФСР за повесть «Черные листья».

Писатель-фронтовик ушел из жизни 11 февраля 2003 года.

ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД

Несмотря на огромную занятость общественной работой, Петр Васильевич, по воспоминаниям родных, свято соблюдал принцип «Ни дня без строчки!». Писательский труд был и делом жизни Лебеденко, и его тяжелой, подчас неподъемной ношей. Ждал ли он вдохновения? По воспоминаниям близких — далеко не всегда. Он говорил, что иногда наступала полнейшая отрешенность, апатия, но не было дня, чтобы он не брал в руки перо…

«Вдохновение? Оно приходит. И тогда на едином дыхании пишутся целые главы. Но вдохновение штука изменчивая. Вечный союзник — труд. Тяжкий, почти каторжный», — так говорил о своей писательской работе Петр Васильевич Лебеденко.

Чем покорили сердца читателей романы и повести Петра Лебеденко, почему они получили широкое признание как на Дону, так и далеко за его пределами? Какие мысли желал оставить потомкам ростовский писатель, каждый день нанося новые строки на чистом бумажном листе?

«Сказки Тихого Дона» давно вошли в золотой фонд русской литературы, став ярким примером авторской фольклористики. Ярко и образно писал Петр Васильевич и о трудной службе летчиков, о войне, о верности долгу Родине, о дружбе, о подлости и предательстве.

Романы Лебеденко интересны нарисованными в них характерами советских людей. Герой его произведений _ человек, живущий интересами своей страны. В нынешнее время это воспринимается как некий анахронизм. Но по-другому просто не мог писать летчик-фронтовик, замечательный ростовский прозаик Петр Васильевич Лебеденко.

КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА

«НАВСТРЕЧУ ВЕТРАМ»

«Сказки Тихого Дона» — первая книга писателя. Много дорог пришлось прошагать ему по хуторам и станицам Дона, много былей и легенд услышать от старых казаков и казачек. Поэтому язык его сказок напоминает народный своей певучестью и простотой.

Роман П.В. Лебеденко «Четвертый разворот», впервые опубликованный Ростиздатом в 1972 году, рассказывает о людях мужественной, героической профессии — о летчиках.

многоплановом романе П.В.Лебеденко, написанном на материале жизни шахтеров, поднимаются острые проблемы современности, определяемые веком научно-технической революции, показаны судьбы людей разных поколений. Нелегко складываются взаимоотношения главных героев произведения — Павла Селянина и Кирилла Каширова, двух друзей, выросших рядом, пришедших работать на одну шахту. Их жизненные позиции оказываются резко противоположными друг другу.

Полковник в отставке Петр Павлович Лебедянский передает обстановку трех дней во время прорыва немецкой армией обороны советских войск в излучине Дона. Чтобы предотвратить окружение наших войск и прорыв противника к Волге, советское командование бросило в бой 1-ю танковую армию. П. П. Лебеденко командовал танковой бригадой во время кровопролитного боя на правобережье Дона.


Далеко на Севере, в одном из наших портов, трудятся герои романа Петра Лебеденко «Льды уходят в океан» — сварщики, люди нелегкой и романтической профессии. Это именно они, советские докеры, возвращают к жизни требующие ремонта суда, работая порою по несколько суток без отдыха, в пургу и жестокий мороз. Рабочая гордость, чистота помыслов, светлое мироощущение, умение крепко дружить и верно любить являются характерными чертами главных героев книги.

Творчество Петра Васильевича Лебеденко известно читателю. Его перу принадлежат книги для детей и для взрослых — «Сказки тихого Дона», повести «В дальнем лимане», «Голубые дороги», «Шхуна «Мальва», «Клуб отважных». «Особый рейс», «Повесть о разведчике», романы «Дважды жить не дано», «Льды уходят в океан». «Четвертый разворот», «Черные листья», «Красный ветер». «Навстречу ветрам» — переиздание полюбившегося читателю романа о дорогих сердцу писателя (в прошлом летчика) героях-авиаторах, людях суровой профессии, крепкой волн, мужественных н верных.

Роман «Холодный туман«, опубликованный в 1994 г., как говорят друзья и близкие, не просто книга о войне – это книга о человеческой совести и порядочности.
«Сегодня такая книга очень нужна, мы мало стали говорить об этом. Нужно и новым поколениям напоминать, что самое главное — это совесть и нравственные основы», — уверена редактор книги «Холодный туман» Валерия Салтанова.
«Вся горечь потерь, несчастий. Я думаю это можно назвать поэмой — это не о конкретных людях и событиях, но впечатление уже выкристаллизовавшегося человека о войне — как о горе народном, потому и «Холодный туман», — пояснила вдова Петра Лебеденко Маргарита Лагунова.

В романе рассказывается о событиях в Испании в 1936–1939 гг., о героической борьбе испанского народа, поднявшегося на защиту своей Республики. Разные пути и обстоятельства приводят в Испанию героев романа — советских летчиков Андрея Денисова и Павла Дубровина, французов Арно Шарвена и Гильома Боньяра, мексиканца Хуана Морадо… Но всех их объединяет ненависть к фашизму, стремление к свободе и миру на земле.

Е.Л.Цыганок, библиотекарь первой категории