Поэтическая гостиная «Все начинается с любви»

      Комментарии к записи Поэтическая гостиная «Все начинается с любви» отключены

( к Всемирному дню поэзии)

Дорогие друзья, сегодня мы приглашаем вас в нашу поэтическую гостиную: « Все начинается с любви»

«…Поэзия — это живопись, которую слышат…»

Леонардо да Винчи (1452-1519)

«Поэзия — музыка слов»

Томас Фуллер (1654 — 1734)

Трудно представить нашу жизнь без поэзии… Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель — наше сердце и пробуждает душу…

Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. Поэзия — это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, — на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.

День поэзии

Какой безумец празднество затеял

и щедро Днем поэзии нарек?

По той дороге, где мой след затерян,

стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня — торжественные будни.

Не пировать мне на твоем пиру.

А в публике — доверье и смущенье.

Как добрая душа ее проста.

Великого и малого смешенье

не различает эта доброта.

Пока дурачит слух ее невежда,

пока никто не видит в этом зла,

мне остается смутная надежда,

что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,

не зря, когда звучат их голоса,

у мальчиков и девочек сияют

восторгом и неведеньем глаза.

Б. Ахмадулина

Стихи — это способ в поэтических строках немного материализовать свой внутренний мир, находя порой нужные ответы и открывая в них лучшее в себе…и не только. Стихи – это лучи света, которые освещают даже самые темные уголки нашей души, возносят нашу душу к блаженству, к возвышенному, к миру покоя и гармонии. 

Всю красоту мира, всю обыденность жизни, мельчайшие подробности и грандиозных масштабов события, всю необъяснимую сложность бытия под силу описать только поэту.

Пробиться к каждой человеческой душе, пробудить её ото сна, настроить её на добро, радость и упоение жизнью – вот оно истинное предназначение величайшего таинства поэзии.

В чём волшебство поэзии?

Возможно, в обнаженье чувств?

В способности затронуть сердца струны?

Ведь могут же слова, слетающие с уст,

Счастливым сделать день угрюмый.

А может, это просто наважденье?

И всё ж, покуда существует свет,

За строчкой строчку, словно ожерелье,

Нанизывает медленно слова… поэт.

Писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый. 

Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить.

Волшебная сила поэтического слова способна оказать огромное влияние на любого человека. Давайте вспомним о том, что первыми стихами, которые слышал в своей жизни каждый человек, были слова колыбельной песни. Это поистине самая светлая и прекрасная поэзия.

История Всемирного дня поэзии

Впервые с инициативой учреждения праздника выступила американская поэтесса Теса Уэбб еще в середине 30-х годов 20-го века. Она предложила отмечать Международный день поэзии 15 октября, в честь даты рождения знаменитого поэта и философа Вергилия. Надо заметить, что её предложение нашло положительный отклик в сердцах многих людей: к 1951 году 15-го октября Национальный день поэзии праздновали не только в 38 штатах США, но и в европейских странах. Торжества имели неофициальный характер, да и дата их проведения никак не была зафиксирована в календаре памятных дней.

Только 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО, на 30-й конференции, приняла резолюцию об учреждении международного дня, который должен был «вдохнуть вторую жизнь» в мировое поэтическое движение. В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году, в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО.

Дата — 21 марта, день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.

Главной целью международного дня поэзии было подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе!

Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-жеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне. Гимны Энхедуанны считались священными.

Стихотворная форма вплоть до эпохи Возрождения почиталась в Европе как одно из основных условий красоты и была практически единственным инструментом превращения слова в искусство. В русской словесности в «золотой век» русской литературы поэзией часто именовалась вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

Слово «поэзия» происходит от греч. poieo — творить, создавать, строить, созидать.

Во все времена люди любили и верили поэтам. Ведь поэзия создается чувствами, эмоциями, воображением поэта. Древние греки подразумевали под поэзией человеческую речь, во всех её проявлениях. Это и проза, и театральная декламация, и вдохновенная речь и философский спор и, конечно же, стихи. В настоящее время поэзия представляется чем-то прекрасным, необычным и это на самом деле так. Писать стихи способен лишь тот, кто умеет увидеть возвышенное за обыденностью, может погрузиться в воображаемый мир, обладает тонкой душевной организацией и глубиной чувств.

Поэзия позволяет наслаждаться словом, рождает сильные, проникновенные слова, которые обладают особой энергией, подчиняющей наше воображение и увлекающей за собой. Эту великую силу в них вдохнул поэт, а черпает её он из окружающего нас мира, воспринимая и ощущая силу ветра и солнца, слыша мелодию набегающих волн и шелестящего леса, находя её в тревожащем напряжении любви.

Ведь поэт совершенно иначе смотрит на наш мир и объясняется понятными и вдохновенными образами. Поэзия — вечно молодая, трепетная и прекрасная любовь человечества! На нашей планете не найти народа, который бы не был знаком с ней.

Разумеется, поэты обладают разной степенью таланта, но иногда рождаются гении, подобные Пушкину, которые дарят человечеству бессмертные произведения, веками смущающие воображение людей и заставляющие мыслить и чувствовать. Поэты остаются живыми свидетелями времени.

Если шагнуть в бездну прекрасных слов, то перед нами откроется совершенно новый мир!

Предлагаем вашему вниманию послушать стихи великих поэтов:

В памяти любого человека есть любимые стихотворные строки, которые он использует, поздравляя близких людей, исполняя любимые песни. Многие стихи вошли в поговорки, цитируются без конца, в том числе политиками и телевизионными ведущими. Поэзия мало кого оставляет равнодушным. Это сплав эмоций, обладающий особой энергией. Она способна тронуть самые потаённые струны души, вызвать улыбку или тронуть до слёз, увлечь за собой. Поэт Е. Винокуров сказал: «Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться. Но когда её нет, люди задыхаются». У каждого, наверно, есть свои любимые поэты и любимые стихи, трогающие душу и остающиеся в сердце. Как сказал Сент-Экзюпери: «Созвучные сердцу стихи вызывают на глазах слезы».

Не любят и не понимают поэзию только те, кто по-настоящему не любил, не жил, не радовался и не горевал в этом бренном мире.

Настоящая поэзия — это не просто хорошо сложенная рифма и удачные слова. Это нечто иное. Это то, что вынимает из тебя душу, сжимает все чувства в комок, выворачивает тебя наизнанку. То, что понимает тебя лучше самых близких и дорогих тебе людей. От чего ты чувствуешь, что все твои волоски на коже становятся дыбом, а ты покрываешься мурашками. Слова, которые приносят боль и умиротворение одновременно.

В поэзии каждый из нас находит что-то свое, личное, сокровенное. То, что так вырывается из нашей души, или наоборот, пытается спрятаться в самые ее потайные уголки. Зашкаливающие эмоции, бьющие рифмой по струнам нашей души — вот что значит настоящая поэзия. Сегодня мы вспомним несколько красивых стихотворений.

Александр Пушкин

          Поэт
 Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

 Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…

Лермонтов Михаил

Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

 АННА АХМАТОВА «Я НАУЧИЛАСЬ ПРОСТО, МУДРО ЖИТЬ…»

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

*****

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА «ДОЖДЬ В ЛИЦО И КЛЮЧИЦЫ…»

Дождь в лицо и ключицы,
и над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
словно шторм с кораблем.

То ли будет, другое…
Я и знать не хочу —
разобьюсь ли о горе,
или в счастье влечу.

Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю…

Не жалею, что встретила.
Не боюсь, что люблю.

*****

АЛЕКСАНДР ПУШКИН «ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ..»

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

*****

ГЕННАДИЙ ШПАЛИКОВ «ПО НЕСЧАСТЬЮ ИЛИ К СЧАСТЬЮ…»

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу —
Кто меня вернет? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.

*****

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ «ПОСЛУШАЙТЕ!»

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

*****

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН «В ЭТОМ МИРЕ Я ТОЛЬКО ПРОХОЖИЙ…»

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой,
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь —
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

*****

МАРИНА ЦВЕТАЕВА «МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ»

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, —
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.

*****

ИОСИФ БРОДСКИЙ » Я ВАС ЛЮБИЛ. ЛЮБОВЬ ЕЩЕ (ВОЗМОЖНО…»

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! все не по-людски!
Я Вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — — — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!

*****

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО «ТЫ БОЛЬШАЯ В ЛЮБВИ. ТЫ СМЕЛАЯ…»

Ты большая в любви.
Ты смелая.
Я — робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
а хорошее вряд ли смогу.
Все мне кажется,
будто бы по лесу
без тропинки ведешь меня ты.
Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я —
что за цветы.
Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю,
что делать и как.
Ты устала.
Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.
«Видишь,
небо какое синее?
Слышишь,
птицы какие в лесу?
Ну так что же ты?
Ну?
Неси меня!
А куда я тебя понесу?..

*****

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ «БЕССОННИЦА. ГОМЕР. ТУГИЕ ПАРУСА…»

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи —
На головах царей божественная пена —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Предлагаем вашему вниманию книжную выставку:

« Поэзии чарующие строки»

«Евгений Онегин. Поэмы. Драмы. Сказки»,  Александр Пушкин
Александра Сергеевича Пушкина называют создателем русского литературного языка. Когда мы читаем стихи Пушкина, такие гармоничные и простые, кажется, что они именно в такой форме сами легли на бумагу. И нам не видно, сколько труда было им вложено, чтобы получилось так просто и естественно. Пушкин не старался подделываться под какой- либо литературный стиль, он выражал свою мысль такой, какой она возникала у него в уме. В сборник вошли роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы, драмы и сказки Пушкина.

«Пейзаж с наводнением», Иосиф Бродский
Сборники стихотворений Иосифа Бродского (1940-1996) «Остановка в пустыне» (1970), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Часть речи», «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987) и «Пейзаж с наводнением» (1996) были опубликованы в 1970-1990-е годы в американском из­дательстве «Ардис». Над составлением этих книг рабо­тал сам поэт в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, основателями «Ардиса». В этом легендарном издательстве, как и в издательствах «Посев» и «IMCA-Press», много лет выходили произведения русской литературы, которые не могли увидеть свет в Советском Союзе. Бродский писал о Карле Проффере: «Он вернул русской литературе непрерывность развития и тем самым восстановил ее достоинство… он спас многочисленных русских писателей и поэтов от забвения, от искажения их слова, от нервной болезни и отчаяния. Более того, он изменил сам климат русской литературы». В сборник «Пейзаж с наводнением», представленный в настоящем издании, вошли стихотворения 1980-1990-х годов.

«Стихотворения», Анна Ахматова
В эту книгу вошли жемчужины лирики Анны Ахматовой — стихи, относящиеся к самым разным этапам ее творчества — от ранних, акмеистских сборников «Вечер», «Четки» и «Белая стая» до поздних, зрелых, мастерских творений — циклов «Нечет» и «Бег времени».

«Василий Теркин. Стихотворения и поэмы», Александр Твардовский
«Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» — так писал И.А.Бунин о поэме Александра Твардовского «Василий Теркин». Эта поэма, одна из вершин творчества Твардовского, давно уже вошла в классический ряд русской литературы. Удивительно, что о самой жестокой войне можно было написать с такой жизнеутверждающей силой. В этот сборник вошли наиболее известные стихотворения и поэмы А.Т.Твардовского.

«Лирика (сборник)», Марина Цветаева
В предлагаемый читателю однотомник вошли лучшие лирические произведения русской поэтессы Марины Цветаевой.

«Демон. Сборник», Михаил Лермонтов
В книгу великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова включены поэмы и повести в стихах от первых юношеских опытов до поэмы «Демон», над которой Лермонтов работал в течение всей творческой жизни. Лермонтовские романтические поэмы отражают трагическое мироощущение поэта и людей его поколения. Романтический герой Лермонтова наделен бурными страстями, одержим неукротимым стремлением к свободе, безграничной любовью к родине, но всегда обречен. Поэма «Демон» при жизни автора не была допущена к печати цензурой, но широко распространялась в списках. Драма «Маскарад» подвергалась неоднократному цензурированию и, как следствие, многочисленным авторским переработкам. Гнев, ревность, мучительные сомнения и терзания главного героя — Евгения Арбенина, пытающегося противостоять нравам великосветского общества и не смеющего нарушить его традиции, не оставляют равнодушными многие поколения читателей. Любимы читателем романы М.Ю.Лермонтова: «Вадим», в котором Лермонтов первым в русской литературе широко воплотил тему Пугачевского восстания; «Княгиня Литовская», в основу которого легли наблюдения над жизнью петербургского света и события личной жизни поэта.

«Люблю»,  Владимир Маяковский
В настоящее издание вошли наиболее известные стихотворения и поэмы Владимира Маяковского — выдающегося поэта ХХ века, одного из лидеров русского авангарда. М. Цветаева называла его «первым в мире поэтом масс… первым русским поэтом-оратором». Маяковский, который «к штыку приравнял перо», стал подлинным голосом революции и символом советской эпохи. Но в истории литературы он остался не только в качестве «агитатора, горлана, главаря», своего рода летописца новой жизни. Как всякий большой поэт, Маяковский перерос свое время. О чем бы он ни писал: о любви к родине или о любви к женщине, прежде всего, он оставался поэтом-лириком, одним из самых пронзительных в русской литературе, творчество которого востребовано и новыми поколениями читателей.

«Избранное (сборник)»,  Эдуард Асадов
В сборник Эдуарда Асадова, замечательного российского поэта, вошли наиболее известные, давно полюбившиеся читателям стихотворения, лирическая повесть`Галина`, а также новые произведения, в которых автор ищет ответы на непростые, волнующие многих современников вопросы сегодняшней жизни.

«Избранное»,  Вероника Тушнова
Вероника Тушнова писала сердцем, иначе не могла. Отсюда — светлая задушевная интонация ее лирики, отсюда — неповторимое обаяние ее прекрасной поэзии.

«Стихотворения»,  Н. С. Гумилев
Азартный путешественник, посетивший Африку тогда, когда это было смертельно опасно, бесстрашный воин, чьи действия на поле боя отмечены высшей наградой Георгиевским Крестом, человек чести, посчитавший ниже своего достоинства отрекаться от товарищей и расстрелянный как соучастник антиправительственного заговора, блистательный поэт, произведения которого жили в памяти читателей, хотя почти семь десятилетий после его смерти не переиздавались, мистик, визионер, мыслитель все это Николай Гумилев, один из тех редчайших в мировой литературе поэтов, чьи стихи до самых мелочей совпадают с жизнью автора

«Сочинения»,  С. А. Есенин
Настоящее издание представляет собой фактически Собрание сочинений в одном томе: в него вошли все художественные произведения С.А.Есенина, а также проза и литературно-критические статьи.

Библиотекарь Е.Л. Цыганок