(к Празднованию святок на Руси)
19 января православные христиане празднуют Крещение Господне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот праздник вспоминают о крещении Иисуса Христа, которое совершил Иоанн Предтеча (Креститель) в водах Иордана. Согласно Евангелию, Иоанн призывал людей к покаянию, а после исповедования грехов троекратно погружал в воду. Он говорил, что идущий за ним – будет крестить Духом святым и огнем. Когда на Иордан пришел тридцатилетний Иисус Христос, Иоанн заметил, что ему самому надо креститься у Иисуса, на что Спаситель призвал его «исполнить всякую правду».
«Когда же Иисусу исполнилось тридцать лет от роду, Он пришёл к реке Иордан креститься у Иоанна. Бог открыл, что Это не простой человек, а сын Божий. Поэтому Иоанн отказался крестить Иисуса Христа и говорил Ему: «Мне следует креститься у Тебя, а Ты хочешь, чтобы я крестил Тебя». Иисус отвечал: «Не удерживай! Мы должны выполнить всё, что велит Бог». Тогда Иисус вошёл реку , Иоанн положил свои руки на голову Спасителя, и Он окунулся в воду. Когда Иисус вышел из воды, над Ним раскрылось Небо, на Него спустился в виде белого голубя Дух Святой, и слышен был с Неба голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором всё Моё благоволение». Библия для детей, издательство ЭКСМО, составитель протоиерей Александр Соколов, стр.314 )
С празднованием Крещения заканчиваются Святки.
Период от Рождества до Крещения называется Святками. На Руси в эти дни было принято ходить друг к другу в гости и колядовать. Среди незамужних девушек были распространены святочные гадания, с помощью которых они надеялись узнать имя и внешность будущего супруга. Барышни бросали за ворота обувь, гадали на картах, на расплавленном воске, клали под подушку гребень, но самым правдивым и одновременно страшным считалось гадание в полночь с горящей свечой и зеркалом. И хотя отношение церкви к ворожбе было резко отрицательными, девушек запреты не останавливали – очень уж хотелось узнать, выйдут ли они замуж в этом году.
Но откуда же всё-таки появилась эта традиция, и почему народ празднует Святки по-своему, несколько отступая от христианских правил?!
«В России, со времени введения христианства исполняя обычаи своих предков, начинали летоисчисление или с марта, или, реже, со дня Святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иван III Васильевич окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года – 1 сентября, когда повелено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для того, чтобы придать более торжественности этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды или милости.
«Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» Петр Великий изменил коренным образом и летоисчисление наше и способ празднования Нового года. В первый год XVIII столетия, с 1 января, он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.
Так как в первый день года церковь празднует память святого Василия Великого, то канун его называется Васильевым вечером, а в Малороссии – щедрым или добрым…
Как к кануну Рождества относятся песни, в которых величается Коляда, так в Васильев вечер поются большею частью Овсеневые песни, сходные по своему содержанию с колядскими, а в Малороссии их называют щедровиками, а самое хождение с ними – щедрованием, то есть пожеланием во всем изобилия и богатства.
К христианскому религиозному событию суеверные предки наши приурочили и свои языческие верования, назвав праздник Крещения Господня водокрестием, водокрещами ( от совокупности двух освящений воды: одного накануне – внутри храмов, другого – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере).
В крещенский сочельник девушки пекут пироги и выходят с ними в морозную ночь кликать суженого, стараясь узнать свою судьбу, кидают сапожки и прочее, по сиянию звёзд на небе , по погоде, при какой выступил крестный ход, по тому, как высоко поднялась вода в реке в устроенной «иордани», стараются угадать о будущем…
Прежние языческие праздненства, совершаемые около этого времени, приуроченные теперь ко дню Рождества Христова, получили название во всей Великороссии «святых дней» — две праздничные недели от рождества до Крещения.
Взрослые с первого дня Рождества до Крещения ходят по домам славить Христа – обычай, облюбованный всею православною Русью, крепко держащийся до настоящего времени и облюбованный даже в столицах и больших городах.
Охоч до праздников русский народ, и в эти две недели от Рождества вплоть до Крещения никто уже не возьмётся ни за какую работу, боясь несчастья, так как существуют поверья, вроде , например, тех, что если кто-нибудь задумает делать в эти дни что-либо гнутое – обручи, полозья для саней, коромысла и т.п. – у того, весь скот родится кривоногим или не будет приплода и т.п.
Для большинства теперь «пришли колядки – блины да оладьи», то есть наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.
Добрые хозяева по всем тем местам, где святки называются колядою, стараются пить вино умеренно, молодёжь, разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собравшись в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками, а главное — рядится, или «окручивается» и гадает о своей судьбе. » — вот как описывал Святки в своём произведении – исследовании «Народные праздники на Святой Руси» русский писатель Н.П.Степанов . Книга была издана в 1899 году в Санкт-Петербурге, а в настоящее время в единственном экземпляре хранится библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» в г. Москве. Однако, выдержки из этой книги можно найти в книге «Русский народ. Терминология, исследования, анализ.», изданной в 2001 году и представляющей собой свод высказываний о русском народе ведущих историков, философов, общественных деятелей, писателей России XI – XX вв. Эту книгу Вы можете найти в библиотеке имени А.М. Листопадова.
Пожалуй, лучшего объяснения противоречивости празднования Святок не найти – приняв христианскую веру, считая Иисуса Христа своим Господом Богом, всем сердцем любя Пресвятую Богородицу и почитая святых, родившихся и взрощенных на русской земле , мы не перестаём быть суеверными, где-то на подсознательном уровне храня традиции языческой веры.
«Мы русские, исповедуем такую веру, которая не знает ни латинского привилегированного положения интеллигенции, так наглядно выражающегося в воображаемой сокровищнице сверхдолжных дел, из которой удобнее всего черпать богатым людям, ни протестантского принижения простых, малообразованных людей, уму которых недоступна книжная вера, а для свойственной им сердечности мало пищи. Наша народная православная вера проповедует начала истинного братства, равенства всех перед Богом, как это можно видеть в наших храмах во время богослужения. Наша русская вера освящает наши коренные русские начала! Это совпадение – величайшее наше историческое счастие и благо!» — говорит другой русский историк Михаил Иосифович Коялович (1828 -1891 г.г.) в своём труде «Историческая живучесть русского народа и её культурные особенности». Выдержки из него Вы также можете найти в вышеназванной книге «Русский народ. Терминология, исследования, анализ.», имеющейся в библиотеке имени А.М.Листопадова.
Говоря об уникальности русского народа, М.И. Коялович продолжает : « Мы не должны и не можем устраняться от общения с другими культурными народами Европы. Мы не можем и нам не следует устраняться от усвоения себе исторических опытов жизни старых цивилизованных народов, не брать у них так называемой цивилизации. На этом пути нам необходима великая и нелёгкая забота — сохранять свою самобытность». Слова, написанные в 19-ом веке актуальны и сегодня. Именно сохранять свою самобытность помогут наши старинные обряды и обычаи, которые из поколение в поколение мы храним и будем с любовью и радостью предавать своим детям.
Этому способствуют произведения наших классиков , которые с любовью и трепетным волнением описывают в своих произведениях Святки. Всех писателей, затронувших в своих произведениях тему Святок и святочных гаданий, роднит общее отношение к этому празднику – это стремление «погрузиться» в атмосферу чего-то таинственного, непознанного, мистического, созданного фантазией и верой простого народа, желание познать другой, «нецивилизованный» мир, проникнуться народным духом, сделать традиционную народную культуру достоянием всей нации. Вместе с тем, каждый из писателей, «погружаясь» в эту тему, отводил Святкам и святочным гаданиям свою роль.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжёт детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев. А.С Пушкин. Евгений Онегин
Раз в крещенский
вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны. (В.А. Жуковский.
Светлана)
Гаданья на Новый год пошли обычной своей чередою. Петух, пущенный в круг, по обводу которого насыпаны были именные кучки овса и ячменя с зарытыми в них кольцами, удостоив из которой-нибудь клюнуть, возвещал неминуемую свадьбу для гадателя или загадчицы… Накрыв блюдом чашу, в которой лежали кусочки с наговорным хлебом, уголья, значения коих я никак не мог добиться, и перстни да кольца девушек, все принялись за подблюдные песни, эту лотерею судьбы и ее приговоров». А.Бестужев-Марлинский. Страшное гадание
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. — Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! — сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
— Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, — сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. — Какого-то с усами вижу, — сказала Наташа, видевшая свое лицо.
— Не надо смеяться, барышня, — сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала. Л.Н.Толстой «Война и мир»
«…На святки, в эти светлые мгновения,
От Рождества до самого Крещенья.
Желаю море радости и счастья
И божьего благословения!
Не только в эти праздничные дни,
Ты помни, что Господь всегда с тобой.
Пусть в доме живут радость и надежда
А в сердце твоем — счастье и покой…»
Библиотекарь Шелдяева О.И.