Библио — шоу «Арно Бабаджанян: талант, искусство и любовь» (к 100-летию Арно Бабаджаняна)

      Комментарии к записи Библио — шоу «Арно Бабаджанян: талант, искусство и любовь» (к 100-летию Арно Бабаджаняна) отключены

22 января  исполняется 100 лет со дня рождения Арно Бабаджаняна, в музыке которого так причудливо и естественно переплелись национальные армянские мотивы, элементы русского фольклора и синкопы джаза.

После окончания консерватории ему прочили путь великого симфониста, великим он стал, но обывателю известен своими песнями, излучающими любовь и добро: «Королева красоты», «Солнцем опьяненный», «Благодарю тебя», «Ноктюрн» и другие.

«Композитор света и радости»

Арно Бабаджанян родился в интеллигентной семье учителей: отец преподавал математику, любил играть на дудуке, мать была учительницей русского языка. Родителям пришлось эмигрировать с оккупированной территории. Своих детей у четы долго не было, поэтому они взяли на воспитание девочку, родители которой погибли. А 21 января 1921 года в семье произошло пополнение — на свет появился маленький Арно. Когда будущему композитору исполнилось три года, умер Ленин. Арутюн Бабаджанян решил, что не стоит праздновать день рождения сына, когда страна погрузилась в траур. Поэтому дату рождения Арно в документах исправили на 22 января.

Арно Бабаджанян с родителями

В Ереване в то время был «музыкальный» детский сад. Кстати, воспитательница будущего композитора не видела у Арно каких-либо способностей. Может быть, мальчику было скучно и он утомлял воспитательницу своими проказами. Зато однажды к ним в группу пожаловал именитый Арам Хачатурян в поисках одаренных детей. Ребятам его представили как «дядю из Москвы». Этот-то дядя и разглядел незаурядность малыша и решил непременно рассказать об этом его родителям. А через некоторое время в доме будущего композитора появилась фисгармония. Арутюн верил в талант своего сына, но понимал что для развития способностей нужны регулярные занятия. Поэтому игры в футбол во дворе были недолгими, а занятия за инструментом обязательными. Спустя несколько лет отец и сын будут выступать дуэтом в гостях у друзей и родственников: Арутюн Акопович играл на дудуке, а юный Арно – на клавишах.

         После окончания школы Бабаджанян поступил сначала в Ереванскую консерваторию, а позже решил покорить и московскую. Но так как документы пианист с собой не привез, то брать в столичный институт юношу не захотели. Возможно Арно Бабаджанян вернулся бы учиться в Армению, но он рискнул обратиться за помощью к Араму Хачатуряну. И благодаря протекции старшего соотечественника и своему незаурядному таланту юноше удалось попасть в музыкальное училище им. Гнесиных на последний курс.  

В 1942 году Бабаджанян вернулся в Ереван, где продолжил обучение. Вернуться в Москву для совершенствования игры ему предстояло лишь в 1946 году. Зато сбылась давняя мечта исполнителя: он попал в класс великого пианиста Константина Игумнова. Когда Игумнов в 30-е годы приезжал на гастроли в Ереван, Арно с родителями был на выступлениях выдающегося пианиста. Юношу очень поразила тогда манера звукоизвлечения Игумнова. И попав в ученики к своему кумиру спустя несколько лет, Бабаджанян был счастлив.

Константин Игумнов

Константин Игумнов видел в юноше блестящего пианиста и так отзывался о нём: «Мой студент Арно Бабаджанян – личность редкой одаренности и талантливости. Помимо композиторского дара, он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными. Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее». Иногда он даже в шутку сетовал, что из-за композитора Бабаджаняна мы потеряли пианиста Бабаджаняна. Бабаджаняну предрекали славу великого симфониста. Его произведения для окрестра, фортепиано, скрипки были прекрасны.

Но судьба распорядилась иначе. В 50-е годы молодого композитора позвали написать музыку для фильмов. Сначала была картина «Тропою грома», потом «Песня о первой любви». Произведения, сочиненные Бабаджаняном, оказались народными. Спустя какое-то время он отправился на гастроли по Сибири, где исполнял «Героическую балладу». Прогуливаясь по городу, он не раз слышал, как в Томске молодежь поёт песню о Ереване. Это стало поворотным моментом в творческое судьбе композитора. Из великого симфониста Бабаджанян превратился в не менее великого песенника.

Тереза Оганесян — муза всей жизни

В 1949 году на одном из концертов после выступления к Арно Бабаджаняну подошла девушка и восторженно заявила, что он играл, как Бог. Это была Тереза Оганесян, молодая, подающая надежды пианистка. Так состоялось знакомство двух творческих людей, которых соединила музыка и любовь. Вскоре молодые люди поженились. А еще через несколько лет у пары родился сын Ара. Ради семьи Тереза отказалась от карьеры пианистки и всю себя посвятила своим близким.

Казалось бы, молодая семья, счастье… Но внезапно выяснилось, что Арно Бабаджанян серьезно болен: врачи обнаружили саркому. Именно Тереза стала бороться за жизнь супруга, искала врачей по всему Советскому Союзу. А когда в Москву приехал известный французский онколог, постаралась добиться приёма у него. Именно любовь и поддержка супруги помогали композитору бороться с болезнью и прожить со страшным диагнозом тридцать лет.

Тереза чётко знала, что её муж не должен чувствовать себя больным, что это губительно для его кипучей натуры. Поэтому она помогала Арно втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении. Ему это было необходимо, как воздух.

Арно Бабаджанян с женой

Давайте вспомним сегодня «великого Арно», человека, на доброй, яркой, мелодичной музыке которого выросло и формировалось несколько поколений советских людей второй половины прошлого века. Впрочем, перешагнула музыка Бабаджаняна и век 21-й. Она с нами навсегда. Сказано же было в песне-завещании, написанной поэтом Робертом Рождественским и посвященной его другу Арно Бабаджаняну:

«И пока на земле будут песни звучать,
В каждой песне я вновь оживу!».

Что ж, будем любить, будем слушать гениальные мелодии Арно Бабаджаняна. Будем жить!

Фото-галерея «Человек-мелодия»

Видео — концерт «Век любви»