Литературная гостиная «Плодородная почва русского языка…»

      Комментарии к записи Литературная гостиная «Плодородная почва русского языка…» отключены

Здравствуйте, дорогие наши читатели! 24 мая 2020 года исполняется 80 лет поэту Иосифу Александровичу Бродскому.

И.А. Бродский

Иосиф Бродский родился в Ленинграде в 1940 году. В первый год войны после блокадной зимы 1941–1942 годов мать Иосифа Мария Вольперт вывезла его в эвакуацию в Череповец, где они жили до 1944 года. Вольперт служила переводчиком в лагере для военнопленных, а отец Бродского, морской офицер и фотокорреспондент Александр Бродский, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда. К семье он вернулся лишь в 1948 году и продолжил службу начальником фотолаборатории Центрального Военно-морского музея. Иосиф Бродский всю жизнь вспоминал прогулки по музею в детстве: «Вообще у меня по отношению к морскому флоту довольно замечательные чувства. Уж не знаю, откуда они взялись, но тут и детство, и отец, и родной город… Как вспомню Военно-морской музей, Андреевский флаг — голубой крест на белом полотнище… Лучшего флага на свете вообще нет!»

Иосиф часто менял школы; не увенчалась успехом и его попытка поступить после седьмого класса в морское училище. В 1955 году он ушел из восьмого класса и устроился на завод «Арсенал» фрезеровщиком. Затем работал помощником прозектора в морге, кочегаром, фотографом. Наконец, он присоединился к группе геологов и несколько лет участвовал в экспедициях, в ходе одной из которых открыл небольшое месторождение урана на Дальнем Востоке. В это же время будущий поэт активно занимался самообразованием, увлекся литературой. Сильнейшее впечатление на него произвели стихи Евгения Баратынского и Бориса Слуцкого.

Иосиф очень любил Ленинград. В интервью голландскому журналисту он так вспоминал о родном городе: «Ленинград формирует твою жизнь, твое сознание в той степени, в какой визуальные аспекты жизни могут иметь на нас влияние . …Это огромный культурный конгломерат, но без безвкусицы, без мешанины. Удивительное чувство пропорции, классические фасады дышат покоем. И все это влияет на тебя, заставляет и тебя стремиться к порядку в жизни, хотя ты и сознаешь, что обречен. Такое благородное отношение к хаосу, выливающееся либо в стоицизм, либо в снобизм».

В Ленинграде о Бродском заговорили в начале 1960-х годов, когда он выступил на поэтическом турнире в ДК имени Горького. Поэт Николай Рубцов рассказывал об этом выступлении в письме:

«Конечно же, были поэты и с декадентским душком. Например, Бродский. … Взявшись за ножку микрофона обеими руками и поднеся его вплотную к самому рту, он громко и картаво, покачивая головой в такт ритму стихов, читал:
У каждого свой хрлам!
У каждого свой грлоб!
Шуму было! Одни кричат:
— При чем тут поэзия?!
— Долой его!
Другие вопят:
— Бродский, еще!»

Тогда же Бродский начал общаться с поэтом Евгением Рейном. В 1961 году Рейн представил Иосифа Анне Ахматовой. Хотя в стихах Бродского обычно замечают влияние Марина Цветаевой, с творчеством которой он впервые познакомился в начале 1960-х, именно Ахматова стала его очным критиком и учителем. Поэт Лев Лосев писал: «Фраза Ахматовой «Вы сами не понимаете, что вы написали!» после чтения «Большой элегии Джону Донну» вошла в персональный миф Бродского как момент инициации».

В 1963 году после выступления на пленуме ЦК КПСС первого секретаря ЦК Никиты Хрущева среди молодежи начали искоренять «лежебок, нравственных калек и нытиков», пишущих на «птичьем жаргоне бездельников и недоучек». Мишенью стал и Иосиф Бродский, которого к этому времени дважды задерживали правоохранительные органы: в первый раз за публикацию в рукописном журнале «Синтаксис», во второй — по доносу знакомого. Сам он не любил вспоминать о тех событиях, потому что считал: биография поэта — лишь «в его гласных и шипящих, в его метрах, рифмах и метафорах».

В газете «Вечерний Ленинград» от 29 ноября 1963 года появилась статья «Окололитературный трутень», авторы которой клеймили Бродского. О подробностях процесса весь мир узнал благодаря московской журналистке Фриде Вигдоровой, которая присутствовала в зале суда. Записи Вигдоровой были переправлены на Запад и попали в прессу.

Судья: Чем вы занимаетесь?
Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…
Судья: Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам!

Судья: У вас есть постоянная работа?
Бродский: Я думал, что это постоянная работа.
Судья: Отвечайте точно!
Бродский: Я писал стихи! Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю…
Судья: Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?
Бродский: Я работал. Я писал стихи.
Судья: Нас это не интересует…

Свидетели обвинения не были знакомы с Бродским и его творчеством. Представитель Союза писателей также выступил на стороне обвинения. Приговор был вынесен суровый: высылка из Ленинграда на пять лет с обязательным привлечением к труду.

Бродский поселился в деревне Норенской Архангельской области. Работал в совхозе, а в свободное время много читал, увлекся английской поэзией и стал учить английский язык. В сентябре 1965 года Иосиф Бродский был официально освобожден.

И.А. Бродский

В том же году в США вышел первый сборник стихов Бродского, подготовленный без ведома автора на основе переправленных на Запад материалов самиздата. Следующая книга, «Остановка в пустыне», вышла в Нью-Йорке в 1970 году — она считается первым авторизованным изданием Бродского. В мае 1972 года его вызвали в ОВИР и предложили покинуть страну, чтобы избежать новых преследований. В Ленинграде остались его родители, друзья, бывшая возлюбленная Марианна Басманова, которой посвящена практически вся любовная лирика Бродского, и их сын.

И.А. Бродский

В Вене поэта встретил американский издатель Карл Проффер. По его протекции Бродскому предложили место в Мичиганском университете. Должность называлась poet-in-residence (буквально: «поэт в присутствии») и предполагала общение со студентами в качестве приглашенного литератора. В 1977 году Бродский получил американское гражданство. При его жизни было издано пять поэтических сборников, содержавших переводы с русского на английский и стихи, написанные им по-английски. Но на Западе Бродский прославился прежде всего как автор многочисленных эссе. Сам себя он определял как «русского поэта, англоязычного эссеиста и, конечно, американского гражданина». Образцом его зрелого русскоязычного творчества стали стихотворения, вошедшие в сборники «Часть речи» (1977) и «Урания» (1987). В беседе с исследователем творчества Бродского Валентиной Полухиной поэтесса Белла Ахмадулинатак объясняла феномен русскоговорящего автора в эмиграции: «Я Иосифа ни с кем не сравниваю, потому что каждый человек это совершенное одиночество…. Он как бы внутри себя может плодить русский язык и совершенно в этом преуспевает. Ему необязательно слышать, как вокруг говорят… Он это сам как бы воспроизводит. Он сам становится плодородной силой. Как бы он сам сад и сам садовник. … Будучи разлучен с бытовой речью, он сам становится плодородной почвой русского языка…»

И.А. Бродский

В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». В 1991 году Бродский занял пост поэта-лауреата США — консультанта Библиотеки Конгресса и запустил программу «Американская поэзия и грамотность» по распространению среди населения дешевых томиков стихов. В 1990 году поэт женился на итальянке с русскими корнями Марии Соццани, но их счастливому союзу было отпущено всего пять с половиной лет.

В январе 1996 года Иосифа Бродского не стало. Его похоронили в одном из любимых городов — Венеции, на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.

Творчество Иосифа Бродского актуально и в наше время, например: стихотворение «Не выходи их комнаты…», написано Бродским в 1970-ом году, когда ему было 30 лет. Читает автор:

Книги И.А. Бродского в нашей библиотечной системе:

  1. Бродский И. А. Избранное. Москва, 2009
  2. Бродский И. Сочинения т.1 -т.6, СПб., 2001
  3. Бродский И. А. Малое собрание сочинений. Санкт-Петербург, 2010
  4. Бродский И. А. Баллада о маленьком буксире: [стихотворение: для чтения взрослыми детям]. Санкт-Петербург, 2012
  5. Бродский И. Большая книга интервью. М., 2000
  6. Бродский И. В ожидании варваров: Мир.поэзия в переводах.. СПб., 2001
  7. Бродский И. Второй век после нашей эры: Драматургия.Переводы.. СПб., 2001
  8. Бродский И. А. Изгнание из рая: избранные переводы. Санкт-Петербург, 2010
  9. Бродский И. А. Книга интервью. Москва, 2011
  10. Бродский И. А. Мрамор: пьеса. Санкт-Петербург, 2011 (Азбука-классика)
  11. Бродский И. А. Новые стансы к Августе: стихи к М. Б., 1962-1982. Санкт-Петербург, 2011 (Азбука-классика)
  12. Бродский И. А. Осенний крик ястреба: стихотворения. Санкт-Петербург, 2008
  13. Бродский И. А. Остановка в пустыне: [стихотворения, поэмы]. Санкт-Петербург, 2010 (Азбука-классика)
  14. Бродский И. А. Пейзаж с наводнением: [стихотворения]. Санкт-Петербург, 2010 (Серия «Азбука-классика»)
  15. Бродский И. А. Письма римскому другу. Санкт-Петербург, 2010 (Азбука-классика)
  16. Бродский И. А. Разговор с небожителем: стихотворения. Поэмы. Санкт-Петербург, 2010 (Азбука-классика)
  17. Бродский И. А. Слон и Маруська: [стихи: для чтения взрослыми детям]. Санкт-Петербург, 2013 (44 веселых стиха)
  18. Бродский И. А. Стихотворения. Эссе. Екатеринбург, 2002 (Зеркало-ХХ в.)
  19. Бродский И. А. Холмы: стихотворения. Санкт-Петербург, 2010
  20. Бродский И. А. Часть речи: избранные стихотворения. Санкт-Петербург, 2010

Зав. сектором О.В. Степанцова