Черное море поражает всех своим названием. На самом деле, достоверно никто не знает, почему Черное море так называется. Есть несколько теорий происхождения его наименования, которые подтверждают интерес разных народов к нему.
Согласно одной из теорий, некоторые народы называли Чёрное море именно так из-за цвета воды. Зимой шторм делает воду черной, что, возможно, и дало название.
Другая гласит, что все дело в предметах, опущенных глубоко в воду. Якорь, брошенный кораблем, покрывается черным илом — оттуда и название моря.
Наконец, по ещё одной версии, Черное море стали называть так из-за сложностей навигации. В рамках этой теории «черное» стало синонимом слов «загадочное», «неизвестное».
Кстати, у греков Чёрное море было прозвано «Негостеприимным морем». Возможно, это сделали греческие колонисты, которые встретились здесь с неблагоприятной погодой и штормом. Также свою роль сыграли и многочисленные дикие племена, обитающие на берегах.
Многие не знают, но Чёрное море — это не только глубокий и огромный водоём от России до Турции (а также ещё нескольких стран). В нём также есть и острова.
Всего их насчитывается около 10, и на них имеется уникальная флора и фауна. К примеру, остров Святого Томаса в Болгарии известен своими серыми водяными змеями. Эти существа поедают рыбу в окружающих водах.
Чёрное море таит в себе множество загадок. Одно из самых глубоких и таинственных морей на нашей планете!
Не редкостью здесь являются такие опасности, как смерчи. На берегу моря их можно встретить довольно-таки часто. Обычно это происходит осенью, когда холодный поток воздуха встречается с теплыми воздушными массами. Смерчи — это так называемые атмосферные воронки, в которых воздух вращается вокруг своей оси. Это очень опасные явления.
Особенностями этого места является флора и фауна, удивительная возможность увидеть пальмы, эвкалипты, магнолии и множеством других растений. В Черном море обитает около 2,5 тысячи видов животных. Произрастает более 270 видов водорослей. Также на черноморском побережье существует заповедник.
Черное море относительно молодо, поэтому оно до сих пор растет, а геологические процессы, происходящие на его дне и по его берегам (литосферные сдвиги и рост прибрежных гор) могут говорить о нем как о зарождающемся океане. По подсчетам ученых, всего за один век берега Черного моря расширяются на 20-25 сантиметров. Это может показаться незначительным, если не знать, что Черное море уже хранит в своих глубинах древние города Тамани.
Наша библиотека имеет военно-патриотическую направленность и, в связи с этим, рассмотрим, как велись военные действия на Черном море в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годах.
Черноморский флот в годы Великой Отечественной войны
Нашу страну во время Великой Отечественной войны обороняли четыре флота – Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский. Все они находились в разных условиях, что влияло на особенности проведения ими боевых операций.
Черноморский флот был одним из самых подготовленных соединений Вооруженных сил СССР. В его состав входили порядка 300 кораблей и катеров разных классов, в частности, 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: в Одессе, Николаеве, Новороссийске, Батуми и главной в Севастополе.
Уже 22 июня 1941 года немецкая авиация нанесла бомбовый удар по Севастополю. Впрочем, застать врасплох советских моряков не удалось. Атаку отбили благодаря своевременному обнаружению эскадрильи противника радарами крейсера «Молотов». А 25 июня силами Черноморского флота и авиации была нанесена серия ударов по румынской Констанце. Согласно германским данным от попаданий снарядов загорелись несколько нефтяных резервуаров, железнодорожные цистерны, и взорвался поезд с боеприпасами.
До 21 июля советскими моряками была выполнена установка 7115 мин и 1404 минных защитников, которые, к сожалению, в дальнейшем принесли больше потерь Черноморскому флоту, чем противнику. Так, в 1941–1942 годах на своих же минах подорвались три эсминца.
Корабли Черноморского флота принимали участие в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска и в битве за Кавказ. Не только на море. Черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За ярость в бою немцы прозвали их «черной смертью».
Черноморский флот дольше других сохранял независимость от армейского сухопутного командования, что, по мнению военных специалистов, в конкретных условиях имело гораздо больше отрицательных последствий, чем положительных.
В состав Черноморского флота входил уникальный корабль – зенитная плавбатарея №3, представлявшая собой стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами. Это судно, сконструированное капитаном 1-го ранга Григорием Бутаковым, за 9 месяцев боев сумело уничтожить более 20 немецких самолетов.
Отметился в боях на Черном море и подводник, капитан 3-го ранга Михаил Грешилов. На подлодке М-35 он потопил 4 транспорта противника, а в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи.
Перелом на Черноморском театре военных действий пришелся на конец 1942-го — начало 1943 года. Высадка на Малую землю 4 февраля 1943 года стала первой с начала войны наступательной операцией Черноморского флота за два года боев.
В результате гигантских побед Красной Армии летом 1944 года на Черном море создалась совершенно новая обстановка. Черноморский флот овладел всеми своими базами. Встала на очередь задача изгнания немцев с Черного моря и овладения всеми его базами. В августе и октябре эта задача была выполнена.
Выбивая захватчиков из черноморских баз и городов, моряки с беззаветной смелостью шли в самые ответственные и опасные операции и блестяще выполняли свой воинский долг. В боях за Николаев морской десант в составе 67 человек под командованием старшего лейтенанта Ольшанского совершил подвиг, слава о котором не померкнет в веках. 25 марта 1944 года отряд Ольшанского, форсировав лиман, высадился в тылу немецких войск, в речном порту Николаева. Целью десанта было: нанести удар по немецкой обороне тыла, нарушить связь и боевое управление вражеских войск, содействовать наступавшим частям Красной Армии при взятии Николаева. Эту задачу десантники выполнили, не щадя своей жизни.
Перепуганные немцы, не зная сил десанта, бросили против него два полка пехоты, снятые с фронта. Моряки, засевшие в зданиях, в течение двух дней героически отбивались. Они отразили 18 яростных атак и уложили до 700 гитлеровцев, не уступив своих позиций. Немцы пустили в ход танки, артиллерию и минометы, но и это не помогло, было уже поздно. Войска 3-го Украинского фронта начали штурм города и разгромили немецкую группу войск в Николаеве. В бою за освобождение Николаева 55 десантников пали смертью героев. 67 моряков десанта были удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1944 году в период августовской операции Красной Армии под Яссами и Кишиневом корабли Черноморского флота форсировали Днестровский лиман и участвовали в освобождении Аккермана и Измаила, а затем во взятии Сулины, Констанцы, Варны и Бургаса. После выхода из войны Румынии и Болгарин немецкие корабли и суда были уничтожены немцами или захвачены черноморцами. Осенью 1944 года Черноморский флот счистил свое море от фашистских пиратов. Черноморский флот дал родине 200 Героев Советского Союза. Моряки-черноморцы получили десятки тысяч правительственных наград — орденов и медалей. 15 кораблей и частей удостоены звания гвардейских, 43 корабля и части награждены орденом Красного Знамени.
Чёрное море в живописи и литературе
Все связывают море с романтикой, с прохладным бризом, с невероятно красивыми пейзажами, когда мы гуляем по мелкому песку. Каждый раз у моря, мы получаем новые, и новые ощущения, каждый раз мы играем с задиристыми волнами и каждый раз, когда мы покидаем это чудо природы, мы хотим вернуться туда быстрее.
Море – это нескончаемый праздник эмоций!
Любовь к морю имеет огромную историю. Тысячи лет оно не раз становилось центром, началом и отправной точкой для создания самых знаменитых шедевров, которые и по сей день восхищают зрителя.
Наверное, самый известный художник, писавший море – это Иван Константинович Айвазовский.
Илья Ефимович Репин в 1900-х он пишет картину «Черноморская вольница» (изначальное название «Запорожцы на Днепре»). Отправным сюжетом для картины послужили украинские думы о казаках на Чёрном море и об их бесконечной вражде с турками. Казаки Репина возвращаются с захваченным добром от турецких берегов. Они застигнуты сильной бурей, разметавшей все запорожские суда. Всё идет к гибели, и только чудо способно помочь спастись.
Моряк-художник, так называл сам себя Алексей Боголюбов. И неспроста: вся его жизнь была связана с морем и живописью.
Образ моря — «стихии вечной, свободной и могущественной» — играл значительную роль в искусстве и поэзии романтизма. К морю с вдохновенными строфами обращался молодой Пушкин, о море писали Байрон, Гюго, темы моря занимали и живописцев первой половины XIX века. Бурное море стало излюбленным мотивом пейзажа романтиков. Море волнует каждого человека, многие великие люди поэты и художники, писатели и композиторы связывали своё творчество с образом моря, посвящая свободной стихии свои произведения:
Образ моря в элегии В.А. Жуковского «Море.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
В стихотворении В.А.Жуковского море изображается как свободная стихия, бескрайний простор, который не подчиняется никаким законам. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…»
Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю»
В стихотворении А.С.Пушкина море— символ любой природной и человеческой стихии. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Итак, море в стихотворении Пушкина предстает тоже как живое существо.
Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» поэт также наделяет море «живой душой». Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и свободно «на вольном просторе», оно сильно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря.
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Море в произведениях М. Горького:
В рассказе М.Горького «Мальва» море живое, оно воплощает в себе признаки живого существа. Это можно подтвердить примерами олицетворений, которые писатель использует в данном рассказе: «море смеялось», «вздрагивало», «улыбалось», «море было счастливо», «дремотно вздыхая».
В рассказе М.Горького – «Челкаш» также раскрывается фантастический образ моря. Горький, описывая сцену кражи «товара» с парохода, изображает море свидетелем происходящего. Можно сказать, действующим лицом. «Ночь была темная… море было спокойно, черно и густо, как масло». Также море обладает всеми признаками, которые присущи живым существам: «Оно [море] дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».
В произведении Горького море не только является живым существом («дышало», «звучало», «плескаясь», «покачивая», «спало»), но оно также было для него чем-то большим, море заменило главному герою дом, семью. Этот человек не только любуется водной гладью моря, но и хочет, чтобы оно (море) «открыло глубокую тайну» свою.
Мы видим мир природы не так как поэты или писатели. Но благодаря их произведениям, мы начинаем видеть в природе прекрасное, разгадывать тайны.
Если подумать: на что похож этот бескрайний морской простор, каждый может дать свой ответ.
Предлагаем к прочтению следующие книги:
1.Авдеев М. В.
У самого Черного моря: документальная повесть. – Москва: ДОСААФ, 1975. – 174с.
Книга о подвигах Героя Советского Союза, генерала авиации, Михаила Васильевича Авдеева по фронтам Отечественной войны ходили легенды. Но они не были фантазией: он сражался в сотнях боев, лично сбил 17 гитлеровских асов, уничтожил во время штурмовок сотни фашистов, множество их техники. Звездой Героя, орденом Ленина, шестью орденами боевого Красного Знамени и другими наградами отметила Родина подвиги своего замечательного сына. Воспитанные и ведомые Авдеевым летчики были грозой фашистских стервятников. Документальная повесть М. В. Авдеева, рассказывающая об огненных днях Севастополя.
2.Авинда Владлен
ПИРАТЫ ЧЕРНОГО МОРЯ. Залив сокровищ. – Москва: РИПОЛ, 2019. – 235с.
Далёкое античное время. VI в. до н.э. – II в. н.э., когда идёт интенсивное освоение греками Тавриды, местный воинственный народ – тавры оказывают пришельцам яростное сопротивление. Тавры-пираты, по словам Геродота ”Приносят жертву богине Деве, потерпевших кораблекрушения и всех эллинов, которых захватят в открытом море”. Исторические новеллы и роман Владлена Авинда ”Пираты Черного моря” написаны на исторических фактах и упоминаниях древних учёных, взятых из античной истории. Страницы рассказывают о том лихом времени жестоких атак пиратов у берегов Тавриды. О жизни, быте, любви аборигенов Крыма – сильных и мужественных тавров. Древние авторы пишут не только о свирепых обычаях тавров, но и об их мужестве и смелости в бою. Автор книги участник многих археологических экспедиций по Крыму, капитан яхты, под парусом прошёл берега Крыма. Книгу дополняют современные морские приключения.
3.Ашерсон Нил
Черное море. Колыбель цивилизации и варварства. — Москва: АСТ, 2007. – 480с.
Книга британского журналиста, специалиста по Восточной Европе и России Нила Ашерсона о Черном море, впервые изданная в 1995 году, посвящена одному из тех мест Земли, которые справедливо именуются “колыбелью цивилизации”. Предметом внимания автора стала богатейшая культурная и политическая история черноморского ареала от древности до наших дней, включая события времен распада СССР.
История Черного моря не закончена, и книга Ашерсона увлекательно описывает ее самые неожиданные и драматические повороты.
4.Бегунова, Алла Игоревна.
Ратная слава Российской империи / Алла Бегунова. — Москва : Вече, 2009. — 255 с.
XVIII век был для нашей страны временем больших перемен. Реформы Петра Великого и победа в Северной войне (1721 год) позволили России занять достойное место в ряду европейских держав. Екатерина Великая, продолжая начинания царя Петра, значительно увеличила территорию государства и осуществила давнюю русскую мечту – выход к Черному морю с присоединением к России Крымского ханства.
Все это стало возможным потому, что выросли, укрепились и завоевали славу непобедимых Российские императорские армия и флот. О доблестных деяниях наших предков, о том, где они воевали, какую тактику использовали, каким оружием были вооружены, какие знамена защищали, какое обмундирование имели, и рассказывает эта документально-историческая книга.
5.Деревянко, Константин Илларионович.
На трудных дорогах войны. В борьбе за Севастополь и Кавказ / К. И. Деревянко. — Москва : Вече, 2015. — 382 с.
Автор книги «На трудных дорогах войны» после окончания Высшего военного морского училища имени М. В. Фрунзе служил и воевал на Черноморском флоте. В обороне Одессы был начальником штаба Одесской военно-морской базы. Одесской эпопее посвящена его первая книга «На трудных дорогах войны».
После Одессы автору довелось быть начальником штаба Потийской (Главной) военно-морской базы, куда осенью сорок первого года перебазировался Черноморский флот; командир базы и он возглавили прием и размещение корабельного состава флота в своих портах, а затем организовали боевые действия базы в интересах защиты Севастополя и Кавказа.
Затем, в борьбе за Крым, автор командовал Бердянской военно-морской базой. О боевых действиях на Черном море, в Причерноморье и в соседних регионах в этот трудный период и повествуется во второй книге воспоминаний «На трудных дорогах войны» – «В борьбе за Севастополь и Кавказ».
6.Катаев, Валентин Петрович
Белеет парус одинокий : повесть /Валентин Катаев ; художник В. Горяев. — Москва : Детская литература, 2018. — 399 с.
Как много интересного на свете для восьмилетнего мальчишки: море, песчаный пляж, путешествие на дилижансе и на пароходе. И вот, наконец, город — Одесса, в котором он не был всё лето, и где его ждёт множество удивительных вещей и событий. В конце концов, Петю ждёт встреча с закадычным другом — Гавриком.
А впереди у них полно приключений и просто неожиданностей, как хороших, так и не очень.
7.Конюхов, Федор Филиппович
Как я стал путешественником : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Фёдор Конюхов ; — Москва : Настя и Никита, 2013. — 20с.
Автор книги, известный путешественник, с детских лет чтит великого русского флотоводца адмирала Федора Ушакова. Своей храбростью и талантом он сумел завоевать для России Черное море. Юный читатель узнает о том, какой вклад внес Ушаков в создание Черноморского флота, какую неожиданную тактику ведения морского боя разработал и применил, ознакомится с описанием трех знаменитых сражений с турецким флотом.
В книге рассказывается также об уникальном умении Ушакова любить людей и быть милосердным даже к врагам.
8.Паустовский, Константин Георгиевич
Лавровый венок : [Сборник]Константин Паустовский. — Москва : Молодая гвардия, 1985. — 478 с.
Содерж.: Повести: Черное море; Тарас Шевченко; Разливы рек; Орест Кипренский; Исаак Левитан; Литературные портреты.
В творчестве Константина Георгиевича Паустовского много страниц посвящено Крыму. Паустовский часто бывал в Крыму, подолгу жил в Севастополе, Ялте, Коктебеле работал здесь над своими произведениями. В книгу вошли повесть «Черное море», рассказы главы из автобиографической «Повести о жизни», а также очерки разных лет, статьи о Грине, Малышкине, Луговском.
9.Чернышев Александр
Гвардейские крейсера Сталина — «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина«. – Москва : ЭКСМО, 2013. – 176с.
Эти легендарные корабли, сведенные в черноморскую бригаду крейсеров, считались самыми боеспособными в Морских Силах РККА. Полученные в наследство от Российской Империи (крейсера типа «Светлана» были заложены накануне Первой Мировой войны, но достроены лишь в конце 1920-х гг.
«Червона Украина», «Красный Крым» и «Красный Кавказ» стали гордостью Красного флота и в годы Великой Отечественной участвовали во всех основных операциях на Черном море – наносили артиллерийские удары по вражеским позициям, батареям и скоплениям техники, поддерживали свои войска, высаживали десанты, конвоировали транспорты, ставили минные заграждения, отличились при обороне Одессы и Севастополя, в Битве за Кавказ и десантах в Феодосию, Судак, Южную Озерейку и др.
«Красный Кавказ» стал первым гвардейским кораблем советского флота, «Красный Крым» также был удостоен этого почетного звания, а «Червона Украина» погибла под авиаударами противника в осажденном Севастополе… В этой книге вы найдет исчерпывающую информацию о прославленных крейсерах Черноморского флота, их создании, службе и боевом применении.
Издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.
10.Чубаха Игорь Викторович
Тайна Черного моря. – Москва : Олма-Пресс, Нева, 1998. – 512 с.
Никто, кроме авторов этого бестселлера и посвященных в государственные тайны руководителей спецслужб, не знает, что в России существует отряд последнего рубежа, долг которого – спасать мир. Одному из них, прапорщику Анатолию Хутчишу (мощность – десять мегатонн), приказано совершить подвиг: найти и обезвредить страшную установку Икс, расположенную на одном из кораблей Черноморского флота.
Это роман – о самой страшной тайне двадцатого века, которая называется Тайна Черного моря.
Зав. сектором О.В. Степанцова