Донскому краю повезло — именно здесь
родился удивительной глубины таланта
писатель — Михаил Шолохов. По количеству экранизаций из русских писателей
Шолохова обогнали разве что Юлиан Семенов и братья Вайнеры. Но вот по
количеству экранизаций одного произведения — «Тихий дон» — Михаил Шолохов
рекордсмен бесспорный, 4 фильма, и уже одно это, даже если не считать
количество отдельных серий, перевалившее за четыре десятка — уже достойно
внимания.
Не менее примечательно, что над фильмами по произведениям Шолохова работали исключительно звездные составы — и режиссеры, и операторы, и, разумеется, — актеры. Была тому причина — огромный талант. Которого у Шолохова, как ни относись к его личности, не отнимешь.
Но главная причина такой популярности шолоховских сюжетов — как эпических, так и коротких, как идеологически ангажированных, вроде «Поднятой целины», так и сжатых в масштаб рассказа трагедий — это их удивительная, абсолютная кинематографичность.
«КАРТИНКА»
В любом фильме, снятом по Шолохову, главный герой не человек — это Дон; операторов просто не оторвать от видов этой реки в любой сезон и погоду. Живописные хутора, степь, которая «широка, да дорога узкая» — любая локация в шолоховских краях беспроигрышна. «Картинка» всегда обеспечена. А что говорить об экзотике казачьей субкультуры, где смешались Россия, Кавказ и туретчина, где если нужно просто заполнить паузу — в нее прекрасно впишется казак, занимающийся джигитовкой, донская песня, яркие костюмы, бурные сцены казачьего застолья? Но остановимся на этом — и этно- и география несомненно хороши для кино, но разве мало других мест в России, где можно наснимать не менее удивительные красоты и обычаи?
ОТ ПЕРСОНАЖА ДО ГЕРОЯ
У редкого писателя самое малое и незначительное действующее лицо поднимается до уровня полноценной личности, характера, со своим темпераментом и судьбой. Емкость слова Шолохова рождала только таких людей.
Если кто и был в нашей литературе реалистом абсолютным — то это Шолохов. Большинство его героев — это… его знакомые. Он при этом не литературный фотограф — таких много, — он живописец, которому портрет удавался не хуже пейзажа или натюрморта.
БЕСПОЩАДНОСТЬ
Одно из произведений Шолохова так и называется — «наука ненависти». Война для казака была когда-то состоянием естественным. Для объемного и дорогого кинополотна батальные сцены важнее философских диалогов — мы смотрим Историю с большой буквы. И можем по-разному на нее смотреть, поскольку время меняет подход ко многим художественным «инструментам». Жестокость батальных сцен в фильме 30-х годов не так кровава и детальна, как в фильме Сергея Герасимова. Однако о фильме Герасимова разговор особый.
Шла политическая борьба вокруг Нобелевской премии. Об этом много написано, не станем повторяться. В 1958 году роман-претендент нуждался в популяризации. Здесь режиссер требовал полного соответствия кадра реальности, задал высочайшую планку, а за образец взял стандарты Голливуда. Пиротехники поработали на славу, потратив взрывчатки, как для небольшой войны.
СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК
Один из самых пронзительных для зрителей своего поколения, снятых по произведениям Шолохова, — «Судьба человека». Не рискну утверждать, но возможно — это вершина творчества великого режиссера. Одно из несомненных достоинств фильма, скрепленного закадровым тестом главного героя, фильма-рассказа — голос Бондарчука, его удивительные интонации, проникновение в душу героя — Андрея Соколова. Для Бондарчука творчество Шолохова — это огромная часть его жизни, и творческой, и человеческой. Его авторский фильм «Тихий Дон» был задуман одновременно с фильмом Герасимова. Он сумел приступить к съемкам только в 1992 году, к работе были привлечены иностранные инвесторы, но после ряда банкротств и юридических казусов отснятый и смонтированный десятисерийный материал лег на полку к зарубежному собственнику. Первый канал сумел частично выкупить «сырье», и уже после смерти режиссера его сын Федор Бондарчук завершил монтаж и частичную досъемку работы отца в 7 сериях.
Но авторский фильм Сергея Федоровича так и остался где-то за рубежом… Еще один авторский фильм Бондарчука по Шолохову был, казалось, обречен на успех — «Они сражались за Родину». История полка, истребленного до двух десятков человек, но спасших знамя и с честью выдержавших 1942-й, который сами фронтовики называли «учебным» годом.
С великолепными образами и тем же прекрасным Доном, с актерским составом, какого не было в истории советского кино, наверное, ни у кого и никогда — И. Смоктуновский, Н. Губенко, И. Лапиков, В. Шукшин, Г. Бурков, В. Тихонов, А. Ростоцкий, Н. Мордюкова, Л. Федосеева-Шукшина…
САМЫЙ ГРУСТНЫЙ ФИЛЬМ ПО ШОЛОХОВУ
Можно написать на тему «Шолохов в кино» книгу толщины изрядной. Но пора остановиться. И остановимся мы на фильме «Донская повесть», снятом по рассказам «Родинка» и «Шибалково семя». Сюжет известен, а если нет — не стоит лишать никого возможности первого просмотра или прочтения. Стоит сказать, что фильму повезло — там играет еще не оказавшийся на вершине популярности Евгений Леонов, раскрывший в нем малознакомую зрителю трагическую сторону своего таланта и потрясающего чувства меры. Наверное, это самый человечный и самый грустный фильм по произведениям Шолохова.
ОТКРЫТИЕ ЖАНРА
После экранизаций «Тихого Дона» на телеэкранах появился целый жанр краткой многосерийной эпопеи — «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» и других. Из картины в картину кочевали актеры, игравшие донских героев — Б. Новиков, И. Рыжов, П. Чернов. Но все эти фильмы, любимые советским зрителем и уже почти забытые зрителем российским из-за идеологического неприятия, родились из постановки С. Герасимова «Тихий Дон». А жители Дона будут любить их всегда — в этом сомневаться не приходится.