«Я никогда не была на войне…» виртуальная литературная гостиная

      Комментарии к записи «Я никогда не была на войне…» виртуальная литературная гостиная отключены

 Я никогда не была на войне,
Где разрываются мины, гранаты,
Но взгрохотала она и во мне,
Строфы встрочили в стихи автоматы.

Я не слыхала вне кадра свист пуль,
Вспышки ракет мне глаза не слепили,
Но вне боев за Отчизну я — нуль.
Дух мой не их ли огни закалили?!

Стержень и остов, доспех мой, броня
Крепли, не дрогнув, в сраженьях минувших.
«В дни обороны свой щит не роняй!» —
Слышатся клики навек не уснувших:

Совести долг безумолчен во мне,
Памяти вновь возвращаю долги я.
Полнит, хоть я не была на войне,
Па-три-оти-че-ска-я ностальгия.

К. Хартавакян

2020 год — год знаменательного юбилея, 75-летия Великой Победы. Всё меньше живых участников и очевидцев событий тех грозных и героических лет, в том числе и писателей-фронтовиков. И тем значимее становятся произведения современных авторов, которые обращаются к теме подвига народа в годы Великой Отечественной войны. К таким авторам относится и наша землячка — представительница культуры донских армян поэт-патриот Кнарик Саркисовна Хартавакян, пишущая на русском языке.  

Исповедима ль памяти стезя?..
Что вспомнится, о том пока не знаю.
Лишь помню, что забыть войну нельзя,
И болью жгучей строки вновь пронзаю.
 

Кнарик Саркисовна известна в Донском крае как талантливый поэт, переводчик, публицист, член областного литобъединения «Созвучие», председатель литературной студии донских армян имени Рафаэла Патканяна. Она дипломант и лауреат различных литературных конкурсов, в том числе конкурса-фестиваля современной поэзии и авторской песни «Ростовская лира», участник II международного съезда иноязычных армянских писателей.

Кнарик Хартавакян — поэт-патриот, поэт открытого гражданского пафоса, многие её стихи являются остропублицистическими. Осмыслить современность в свете великих событий истории, разобраться в сложнейших соотношениях между прошлым, настоящим и будущим, нравственном состоянии современного общества — вот основная задача автора. «Голосует» её сердце, а пишет она «по мандату долга», совести. Строки же диктует ей «взыскующая память о войне», которая «терзает и ночами будит, накатывает исподволь, извне».

Поэтесса не просто думает о войне, она словно «врастает» вглубь эпохи и начинает взором «парнишек-воинов», «бойцов-девчат» как бы изнутри видеть войну — разрывы бомб, «потоки крови под огнём секущим»: Многое видится, «передаётся» ей чьей-то сопряжённой памятью, «вспоминается» образами-видениями и картинами для зримого словесного описания. Многое вменяется в долг памяти и совести поэта. Но главное, что помнит она: забыть войну нельзя. Нельзя во имя павших, нельзя во имя будущего.