Информ-досье «Знания границ не знают»

      Комментарии к записи Информ-досье «Знания границ не знают» отключены

(к Международному дню распространения грамотности)

Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. 8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Немного об истории возникновения этого праздника.

В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Каждый пятый житель Земли старше 15-ти лет не умеет читать и писать. 100 миллионов детей, наших современников, не ходят в школу. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (InternationalLiteracyDay) – 8 сентября.

С 1967 года во всем мире ежегодно проводятся празднования по случаю Международного дня грамотности (МДГ) с целью напомнить о важности грамотности в контексте человеческого достоинства и прав человека, а также с целью активизации усилий по созданию более грамотных и устойчивых обществ. Несмотря на достигнутый прогресс, проблемы в области грамотности остаются актуальны для, по крайней мере, 773 млн. взрослых по всему миру, не имеющих базовых навыков грамотности.

Международный день грамотности в 2021 году будет отмечаться под лозунгом «Грамотность в интересах восстановления, ориентированного на человека: сокращение цифрового разрыва».

Кризис COVID-19 внес нарушения в процесс обучения детей, молодежи и взрослых в беспрецедентных масштабах. Он также усугубил существовавшее ранее неравенство в доступе к возможностям обучения грамоте, непропорционально сильно затронув 773 миллиона неграмотных молодых людей и взрослых. Во многих первоначальных национальных планах реагирования на пандемию не предусматривались меры по ликвидации неграмотности среди молодежи и взрослых, в то время как многие программы ликвидации неграмотности были вынуждены прекратить свою обычную деятельность.

Даже во времена глобального кризиса предпринимались усилия по поиску альтернативных путей обеспечения непрерывности обучения, включая дистанционное обучение, зачастую в сочетании с очным обучением. Однако доступ к возможностям обучения грамоте распределяется неравномерно. Быстрый переход к дистанционному обучению также выявил сохраняющийся цифровой разрыв с точки зрения подключения, инфраструктуры и способности использовать технологии, а также различия в других услугах, таких как доступ к электроэнергии, что ограничивает возможности обучения. 

Вместе с тем пандемия стала напоминанием об исключительной важности навыков грамотности. Помимо того, что грамотность является неотъемлемой частью права на образование, навыки грамотности расширяют права и возможности людей и улучшают их жизнь, расширяя их возможности в плане выбора того образа жизни, который они могут ценить. Они также являются движущей силой устойчивого развития. Навыки грамотности являются неотъемлемой частью образования и непрерывного обучения на основе гуманизма. Таким образом, грамотность играет центральную роль в ориентированном на человека восстановлении после кризиса COVID-19.

В 2021 году будет изучен вопрос о том, каким образом навыки грамотности могут способствовать созданию прочной основы для восстановления, ориентированного на человека, с уделением особого внимания взаимодействию навыков грамотности и цифровых навыков, необходимых неграмотной молодежи и взрослым. В рамках Дня также будет рассмотрен вопрос о том, что делает обучение грамоте с помощью технологий инклюзивным и значимым для того, чтобы никого не оставить в стороне. Тем самым Международный день грамотности 2021 года даст возможность переосмыслить будущие методы преподавания и обучения навыкам грамотности в контексте пандемии и в последующий период.

Интересные факты о грамотности

  • В начале нашей эры (после рождества Христова) самым грамотным народом были иудеи, а в каждом иудейском городе была собственная школа, где обучали грамоте.
  • В Древней Индии грамотность женщины приравнивалась к позору, т.к. писать и читать дозволялось только жрецам и некоторым мужчинам.
  • В эпоху Античности особо грамотными считались греки. Мальчики получали образование в школах, а за грамотность девочек отвечали матери и няни.
  • В эпоху Средневековья даже не все знатные люди были грамотными, т.к. большинству из них требовалось лишь развивать ораторские качества для произнесения речей. Письмо в те времена поручали писцам, а чтение – чтецам.
  • В эпоху Просвещения грамотностью могли похвастаться только представители знати. Любая девушка из знатного семейства знала латынь, свободно изъяснялась на французском, писала и читала на родном языке.
  • Английский философ 16-17 веков Френсис Бэкон, рассуждая о грамотности, говорил, что чтение формирует полноценную личность, обсуждение ее подготавливает, а письмо – завершает.
  • По заверению составителей Оксфордского словаря английского языка, английский термин literacy, означающий «грамотность», начали использовать в речи лишь в 1886 году, в то время как термин illiteracy, означающий «неграмотность», был в обиходе с 1660 года (кстати, в словаре английского языка Самюэля Джексона есть термин «неграмотность», а вот термина «грамотность» в нем нет).
  • Как правило, под грамотностью подразумевается обладание навыками чтения и письма. Если человек не умеет читать, его называют безграмотным, если же он не умеет только писать, термин «безграмотность» или «неграмотность» к нему не применяется. Вместо этого говорят, что он страдает дисграфией.
  • Существует понятие врожденной грамотности. Обладающие ей люди способны без особого труда красиво и лаконично излагать мысли, без ошибок писать и быстро читать. Однако эти навыки, конечно же, при рождении отсутствуют. Имеется лишь предрасположенность к грамотности, позволяющая людям обучаться быстрее и лучше остальных.
  • Специалисты ЮНЕСКО подсчитали, что на сегодняшний день в мире абсолютно безграмотными являются примерно 877 миллионов человек, причем большинством являются женщины.
  • Больше половины всех безграмотных людей на Земле живут на Юге и Востоке Азии – из десяти человек там не умеют читать четыре. Процент людей, которые не умеют читать, в Северной Африке составляет 37%, а в арабских странах – 38%. В Карибских государствах и Латинской Америке никогда не ходили в школу 12% населения.
  • По информации ЮНЕСКО, низким уровнем грамотности могут «похвастаться» не только бедные страны мира. Неграмотных людей много и в государствах с достаточно высокой экономикой, таких как Бразилия, Египет и Китай. Несмотря на это, в Китае (а также в Индии и США) преобладает именно грамотное население.
  • 3,6 миллиарда людей по всему миру умеют читать и писать простые тексты, что составляет примерно 82% взрослого населения планеты (люди старше 15 лет).
  • Отмечается, что жители Великобритании читают в среднем примерно 5,3 часа в неделю, а телевизор смотрят более 18 часов.
  • Начиная с 1989 года, в Республике Корея за работу в области развития грамотности ежегодно вручается награда короля Сечжона. Каждый лауреат получает еще и премию в размере 20 тысяч долларов.

Еще есть интересная информация на тему мужской и женской грамотности:

  • Две трети безграмотного населения планеты – это женщины.
  • В Йемене грамотными являются 69% мужчин и только 28% женщин, в Непале 26% грамотных женщин и 62% грамотных мужчин, а в Лесото 70% грамотных мужчин и 88,3% грамотных женщин.
  • В Восточной Европе больше всего неграмотных женщин отмечается в Турции, в Азии – в Индонезии, в Северной Америке – в США, а в Центральной Америке – в Гватемале.
  • Грамотность мужчин и женщин Южной Америки и Западной Европы примерно одинакова.
  • Всего по миру только в 19 странах грамотных женщин больше, чем мужчин. А в 41 стране мира количество неграмотных женщин вдвое превышает число неграмотных мужчин, плюс и вероятность быть безграмотной для женщины здесь вдвое больше, чем для мужчины.

По поводу детской грамотности тоже нашлось кое-что любопытное:

  • Из 122 миллионов детей по всему миру, способных к обучению и получению среднего образования, эту возможность используют лишь 73 миллиона детей, т.е. всего 60%.
  • На данный момент более 50% детей в 15 странах мира не получили даже базового образования в школе.
  • В Индии в школах учатся 49% детей, в Китае – 89%, в Центральной Африке – 13%, в Юго-Восточной Африке – 25%, а в Северной Африке – 45%. В Нигере в школу ходят только 5% детей.
  • Молодежь почти всех стран мира умеет читать и писать, и только в пяти странах менее половины молодого поколения являются грамотными. Четыре из этих стран находятся в Северной Африке.
  • Страной, где отмечается максимальный уровень грамотности среди молодежи, является Япония.
  • Восточной Азии процент грамотной молодежи составляет 98,9%, а в восьми из двенадцати регионов Азии вообще грамотными являются 95% молодежи.
  • Всемирная статистика говорит о том, что молодое население более грамотно, чем взрослое. Особо ярко это выражается в странах Африки: в Центральной Африке грамотных взрослых на 13% меньше, чем молодых, в северной части – на 17%, а в юго-восточной – на 11%. Интересно, что в Японии эта же разница составляет лишь 1% по всей стране.
  • До начала 20 века в России грамотное письмо в школах для пролетариата было непристойным, и на учеников, умеющих грамотно писать, могли запросто доложить в соответствующие органы.
  • Согласно переписи населения от 2010 года, свыше 90% россиян окончили среднюю школу и получили высшее образование.
  • Россия занимает первое место в мире по количеству дипломированных специалистов (втрое и третье место занимают Канада и Израиль соответственно).
  • В мировом списке лучших учебных заведений упоминаются сразу два российских вуза – МГУ (занимает 112 место) и СПбГУ (занимает 251 место).

И, продолжая тему России, не будет лишним упомянуть несколько занятных фактов о русском языке:

  • В русском языке есть несколько уникальных слов с тремя буквами «е» подряд. Это слово «длинношеее» (а также другие слова, оканчивающиеся на «-шеее») и слово «змееед».
  • В русском языке есть всего одно односложное прилагательное – это слово «злой».
  • Есть в русском языке и одно слово с необычной приставкой «ко», и это слово «закоулок».
  • В Книге рекордов Гиннеса можно найти самое длинное в мире слово, и оно тоже русское. Этим словом является «превысокомногорассмотрительствующий».
  • В орфографическом словаре РАН есть еще одно самое длинное слово в русском языке – «водогрязеторфопарафинолечение».
  • Правила русского языка позволяют придумывать множество очень длинных слов, например, слово «восьмидесятичетырёхлетний». А если попробовать обозначить по этому же принципу возраст дерева или какого-нибудь космического объекта, можно составить еще более длинное слово.
  • В русском языке нет никаких ограничений на количество употреблений приставок «пра-». Получается, что можно придумать невероятно длинное слово, если попробовать назвать своего самого далекого предка, к примеру, словом «прапрапрапрапрапрапрадедушка».
  • Грамотный человек знает, что слово «кофе» мужского рода, т.е. «он». Однако в 2009 году вышел приказ Минобразования, согласно которому кофе стал еще и среднего рода (т.е. «оно»), так что правильными сегодня являются оба варианта употребления. Кстати, по словам филологов, после выхода из обихода слова «кофий», они попросту забыли изменить в словарях его род, поэтому долгое время считалось, что кофе может быть только «он».
  • Чтобы запомнить правильное употребление слов «одеть» и «надеть», можно использовать простое мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду».
  • Как вы думаете, как говорить правильно: «езжай», «ехай» или «едь»? На самом деле ни один вариант не является верным, т.к. у глаголов «ехать» или «поехать» есть только повелительная форма – «поезжай», «приезжай» или «заезжай». Употреблять слово «езжай» можно, но лингвисты считают, что в разговорной речи использовать его нежелательно.
  • Нельзя сказать ни «побежду», ни «победю». Как ни странно, но у глагола «победить» не существует формы первого лица единственного числа в будущем времени. Но заменить ее можно фразой «одержу победу».
  • В русском языке нет слов «вобщем» и «вообщем», есть лишь слова «в общем» и «вообще».
  • Если обратиться к лексической грамотности, то фраза «самый лучший» звучит нелепо – примерно так же, как «более красивейший».
  • Неправильно говорить «займи мне денег», т.к. занять означает взять взаймы. Занять кому-то нельзя – занять можно у кого-то. Правильно будет просить одолжить денег или спросить, можно ли у кого-то занять.

Предлагаем вашему вниманию тест:

«ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ!»

КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА

«Грамоте учиться — всегда пригодится»

«Универсальный справочник по русскому языку», Дитмар Розенталь

Справочник Розенталя напомнит правила русского языка, повысит уровень знаний.

«Новейший большой толковый словарь русского языка», Сергей Кузнецов

Этот толковый словарь переиздавался несколько раз и считается наиболее полным словарем современного русского языка. В нем более 130 тысяч слов, многие из которых появились совсем недавно.

«Живой как жизнь», Корней Чуковский

Чуковский написал эту книгу в 1962 году, чтобы редакторы и журналисты не злоупотребляли канцеляритом, потому что это делало речь скучной и запутанной. В то же время в русский язык проникали иностранные слова: они вытесняли русские аналоги и использовались не к месту. Автор приводит удачные и неудачные примеры использования таких слов и дает советы, как очистить речь от словесного мусора.

«Русский язык на грани нервного срыва», Максим Кронгауз

Автор фиксирует принципиальные изменения в языке. Он рассказывает о современном русском языке, бездумных заимствованиях, засорении речи и частых ошибках, которые допускают в СМИ.

«Русский со словарем» и «О чем речь», Ирина Левонтина

«Русский со словарем» и «О чем речь» — это книги-наблюдения за русским языком и преобразованиями, которые его коснулись. Ирина Левонтина считает, что русский язык не стоит на месте, а живет и становится богаче, но важно понимать, как употреблять новые слова и обороты, чтобы речь осталась богатой, интересной и живой.

«В погоне за русским языком. Заметки пользователя», Елена Первушина

Автор учит, как доступно выражать мысли, избегать неточностей и недочетов. Елена Первушина рассказывает об ошибках, которые совершают, как взрослые, так и дети, и о том, как их увидеть в тексте и больше не допускать. Через яркие примеры и историю происхождения слов учит писать легко и правильно.  

«Знаем ли мы русский язык?», Мария Аксенова

Мария Аксенова обращает внимание на ошибки, которые мы допускаем в устной и письменной речи. В книге приводят примеры правильного и неправильного употребления норм русского языка из нашей повседневной жизни, рекламы, журналистики и других сфер. Из книги вы узнаете откуда произошло то или иное слово, что такое слова-паразиты и почему мы их используем.
Автор призывает нас не бояться ошибок, ведь безупречно знать язык невозможно. Главное — замечать их, исправлять и улучшать свою речь.

«Лингвистические детективы», Николай Шанский

Книга Николая Шанского посвящена значению слов и их структуре. Автор рассматривает историю происхождения слов, рассказывает о том, как они образуются и как со временем меняют свое значение.

Библиотекарь Е.Л.Цыганок