Православная гостиная «В далеком 988-м году Крестил Владимир Русь свою…»( ко Дню крещения Руси)

      Комментарии к записи Православная гостиная «В далеком 988-м году Крестил Владимир Русь свою…»( ко Дню крещения Руси) отключены

По-настоящему священное и важное для истории России событие отмечают 28 июля. С этого дня начался отчет истории православия на земле русской. Руси. В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. 

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. Почему был выбран именно этот день и когда на самом деле жители Киева приняли православие, неизвестно. Некоторые историки сомневаются даже по поводу 988 года. Июльская дата была выбрана как День памяти святого князи Владимира Святославовича.

Князь Владимир начал активную пропаганду христианства среди населения. Владимир Святославович приказал русскому народу явиться в Киев, чтобы пройти массовое обращение в православную веру в Днепре. Мероприятия по крещению начались по всей стране. Вторым по счету крестили Новгород, далее Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Луцк, Псков и другие города.

Равноапостольная княгиня Ольга – жизненный путь и её роль в распространении православной веры на Руси

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

Ее на протяжении веков называют «корень Православия», а в молодости – «дивной в девицах». Она приняла христианство около 957 г., первой из русских правителей и за три десятилетия до Крещения Руси ее внуком князем Владимиром, на которого Ольга оказала огромное духовное влияние.

Великая княгиня и Великий князь Киевский – Ольга и Владимир Креститель – стоят рядом в истории Руси, не только как родственники, но и как два святителя, именуемые церковью равноапостольными – за свои деяния по христианизации наших земель.

Житие так повествует о трудах Ольги:

«И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Автор «Степенной книги» пишет:

«Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».

И преподобный Нестор Летописец повествует поэтично:

«Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».

Поручив Киев подросшему сыну, Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Потому историк Н. М. Карамзин назвал княгиню первой русской паломницей. А древнерусские летописцы определили это деяние Ольги как «хожение», соединившее в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси.

Таинство Крещения совершил над ней Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником из купели был Император Константин Багрянородный (912–959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.

На одном из приемов княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII в. русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний:

«Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня» (после завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин, дальнейшая его судьба неизвестна). При Крещении княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены (древнегреч. «факел», «светлая» – С.М.), много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами и решимостью обратить народ русский в христианство. Она воздвигла храм во имя Святителя Николая над могилой Аскольда – первого киевского князя-христианина. С проповедью веры отправилась на родной Север.

Материнские усилия княгини Ольги имели драматический и даже трагический результат: успешный воин, ее сын Святослав, оставался язычником, по его распоряжению был убит племянник Ольги Глеб.

По кончине Ольги «плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди». Княгиня Ольга была канонизирована в лике святых с высоким именованием «равноапостольная» на Соборе 1547 г., который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси, сложившееся еще в домонгольскую эпоху.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Работа Н. Бруни.

Как вера  помогает христианам в трудных испытаниях

Человек часто испытывает трудности, испытания и скорби. Как их преодолевать и правильно к ним относиться? Святые отцы говорят, что лишь путем преодоления искушений в христианине умножаются опытность и духовная сила.

Вера в Бога помогает по жизни в различных ситуациях. Человек, не имеющий веры в Бога, не знающий заповедей Божиих ходит как будто во тьме, не имеет понятия как жить, может наделать много ошибок, что может привести к нежелательным последствиям для него. «Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей.» (Псалом 118: 105). А человек верующий, знающий Слово Божие всегда имеет ориентиры в своём жизненном пути и отвращается от всякого зла, строя жизнь в соответствии со Словом Божиим, что помогает ему по жизни не в пасть в какую-либо беду. «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его. Ты заповедал повеления Твои хранить твёрдо. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои: я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем. Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему.» (Псалом 118: 1-9).

Вера и упование на Бога помогает переживать в жизни различные неудачи. В этом мире всё не стабильно, материальные блага временны. Работы можно лишиться, семью потерять, лишиться других земных благ. Человек не имеющий веры, когда лишается чего-либо в жизни, то теряет и мир душевный. «Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.» Блез Паскаль. Человек же верующий, уповающий на Бога с потерей материальных благ не теряет душевного мира, потому что «Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 21). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф. 6: 19-21). Плоды же духовные постоянны и не зависят от внешних обстоятельств. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22-23). Верующий христианин воспринимает любую скорбь совсем иначе, с духовной стороны и любую скорбь он переносит терпеливо, мужественно, с надеждой на спасение. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим. 5: 1-5). А иногда эта скорбь может приносить христианину радость, так как любое искушение делает нас сильнее и приближает нас к Богу. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.» (Иак. 1: 1-4). Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. (Иак. 1: 12). Мы имеем такие обетования от Господа: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.» (Псалом 125: 5).

Человек неверующий мучается от различных внутренних проблем, беспокойства, от различных страхов, уныния. Вера же помогает избавляться от страхов, беспокойства, так верующий человек знает, что с ним Бог в любых ситуациях, что он не один: «ибо с нами Бог!» (Исаия 8: 10). Верующему человеку и сама смерть не так страшна: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.» (Псалом 22: 4). Все эти внутренние проблемы, страхи из-за чрезмерного беспокойства, суетливости, многопопечительности, особенно в наше время. Всё это приводит даже к депрессиям и психическим расстройствам, особенно если не получается чего-либо добиться в жизни. «Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть»? или «что пить»? или «во что одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6: 31-33). Если же человек верит в Бога, то он всё воспринимает как от руки Божией, знает, что всё в мире происходит по Воле Божией и потому принимает всё со смирением: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов: 1: 21). И при том знает, что Господь всё делает к нашей душевной пользе, для спасения души и что Промысл Божий действует над каждым христианином и часто мы не знаем, что для нас лучше, а Господь знает и поэтому надо доверять Ему во всём. Чего же бояться христианину, если и волос с головы не падает без Воли Божией? «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.» (Мф. 10: 29-31). Верующему не так страшны бывают болезни, потери, неудачи, потому что страх Божий изгоняет все другие страхи: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф. 10: 28).

В жизни бывают разные ситуации. Друзья могут предать, отвернуться, любимый человек может бросить, но Бог нас никогда не оставляет, Он всегда с нами и поддерживает в трудную минуту. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его.» (Псалом 145: 3-5).

Для человека верующего нет безнадёжных потерь здесь в этой земной жизни, так как он имеет надежду на спасение и жизнь будущего века. «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.» (2-е Петра 3: 13).

Господь Иисус Христос говорит в Евангелии о том, что именно вера спасает человека: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.» (Иоанна 5: 24). В Священном Писании постоянно приводятся примеры, что именно благодаря вере людей Господь помог им и благоволил им: «вера твоя спасла тебя, иди с миром.» (Лк. 7: 50). Человек верующий может обратиться к Господу с молитвой и попросить помощи у Бога в сложной ситуации: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам.» (Иоанна 16: 23). Просить же нужно с верой и не сомневаясь, что Любящий Господь даст нам в молитве всё, что нам будет полезно: «ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17: 20). «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.» (Иак. 1: 6). Святые совершали великие чудеса, имея веру в Бога.

Господь знает, что нам нужно лучше нас самих. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Мф. 6: 7-8). Не всегда мы в молитве получаем то, что хотим и не всегда нам это полезно, поэтому лучше, когда просим говорить, как Господь Иисус Христос молился к Гефсиманском саду: «впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.» (Лк. 22: 42).

Зная, что с нами Бог будем верить, что всё, что не делается, делается к нашему благу и нашему спасению. Любящий Бог оборачивает все наши неудачи, скорби к нашей пользе. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Мф. 28: 20).

Сила молитвы

Когда мы хотим помолиться Богу и испросить у Него чего-нибудь, то прежде всего должны оставить все житейские заботы, отбросить все дурные мысли, всецело предаться Богу и предстать перед Ним со страхом и благоговением, то есть думать только о Боге.

Второе требование от молитвы и не менее важное – это то, чтобы молитвы произносились не торопясь, но со вниманием, с пониманием того, что произносится, иначе не только молитвы не будут нам полезны, но, напротив, могут послужить во вред и осуждение.

Молитва, произносимая без внимания, все равно что кадильница без огня, светильник без масла или тело без души. Но для того, чтобы наша молитва или просьба была услышана Богом, кроме правильного ее совершения необходима еще вера – уверенность в том, что наша молитва будет услышана и исполнена. Поэтому когда мы молимся, то должны быть уверены, что все наши молитвы непременно услышаны будут Богом. Но какие же это молитвы, в которых мы высказываем или свою просьбу, или выражаем свою благодарность Богу? Хотя у всех и каждого может быть своя молитва, отличающаяся от других, так что молитв может быть и очень много, но есть и такие молитвы, которые по заповеди Святой Церкви должен знать каждый христианин.

О том, какие молитвы надо узнать каждому христианину, даже неграмотному, заповедает нам наша мать Святая Церковь, говоря: «Всеконечно подобает и нужно уметь всякаго возраста и пола человеку молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дево» и «Верую во единаго Бога» – и читать по нескольку раз в день.

Желательно было бы, чтобы эти молитвы каждый христианин читал три раза в день: утром, в полдень и вечером.

При чтении всякой молитвы надо осенять себя крестным знамением, иначе сказать, креститься и делать малые и земные поклоны усердно, так, чтобы и душа, и тело молились Творцу своему.

Если же кто-нибудь не знает этих необходимых, только что перечисленных нами молитв, то как можно чаще повторяйте молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго».

Правильно и с усердием произнесенная эта молитва, по замечанию святых отцов Церкви, как огонь опаляет бесов (свящ. Н.Успенский).

Рекомендательный список

литературы:

«Крещение матушки-Руси!»

 

Булев, Ю. Ю. Духовные основы истории русской культуры от крещения Руси до середины XIX века / Ю.Ю. Булычев, Ю.А. Рябов. — М.: Знание, ИВЭСЭП, 2006. — 440 c.

В учебном пособии рассматривается история русской культуры со времени крещения Руси до 90-х гг. XX в. исходя из основополагающей роли Православия в культурно-историческом становлении России. Главное внимание уделено воплощению восточно-христианского миросозерцания в общественно-государственную жизнь и самосознание русского народа. Смысловым центром многопланового обзора культурной жизни российского общества является идейная борьба подвижников Церкви, мыслителей, писателей, государственных вождей за самобытность России и построение христиански ориентированной цивилизации.

Гордиенко, Н. С. «Крещение Руси». Факты против легенд и мифов / Н.С. Гордиенко. — М.: Лениздат, 1986. — 288 c.


В книге доктора философских наук профессора Н.С.Гордиенко сопоставлены достоверные сведения об обстоятельствах утверждения христианства в древнерусском обществе с теми легендами о данном событии, которые распространяются богословами.

Как была крещена Русь. – М.: Политиздат,1989 – 320с.: ил.

Читателю предлагается яркий, увлекательныйрассказ о трудном и во многом еще загадочномпериоде, когда христианство стало официальнойрелигией русского государства. На широком фонеэпохиКиевской Руси:Владимир, воеводы Добрыня, Свенельд и др.Читательнепосредственно к первоисточнику — «Повестивременных лет», фрагмент которой включен всборник.работы ученых СССР, ГДР.

Православный молитвослов : с добавлением словаря малопонятных слов и краткой исповеди. -Москва : Даръ, 2012. — 448 с. : цв.ил.

Издание содержит канонические тексты молитв, канонов и акафистов, читаемых как постоянно, так и применительно к различным нуждам. Кроме того, включат молитвы перед наиболее чтимыми канонами и молитвы особо чтимым святым.

Крутогоров, Ю.А. Крещение Руси. Владимир Красное Солнышко /Ю.А. Крутогоров. – Москва: Издательство « Белый город», 2004 –47с.: ил.

В предлагаемом издании рассказана история необыкновенной жизни Князя Владимира (952-1015).Жизнь, в которой был и великий грех братоубийства,и великое святое деяние — крещение Руси. Крещение Руси -главное дело жизни князя Владимира Святославовича. Книга повествует о крещении Руси -главном деле жизни князя Владимира Святославовича.С тех пор его стали звать и Святым Владимиром.

Игорь Фроянов - Загадка крещения Руси

Фронтонов, И. Загадка крещения Руси / Игорь Фроянов. — М.: Алгоритм, 2009. — 428c.

Книга известного отечественного историка И. Я. Фроянова «Загадка крещения Руси» посвящена ключевому моменту русской истории. В 988 году в днепровскую воду вошли племена полян, древлян, северян и прочих обитателей Киевского государства, а вышел единый русский народ, объединённый единой верой, культурой и любовью Христовой. До сих пор это событие до конца не изучено.

Зав. сектором О.В. Степанцова