Комментированное чтение: «Сверкающий, печальным юмором серьезный Чехов» ко Дню рождения А.П. Чехова

      Комментарии к записи Комментированное чтение: «Сверкающий, печальным юмором серьезный Чехов» ко Дню рождения А.П. Чехова отключены

Обзор-лекция: «А.П. Чехов – писатель на все времена»

За свою жизнь Чехов написал куда больше произведений, чем принято считать. Будучи начинающим писателем, он пять лет работал по заказу других литераторов, продавая им свои книги, и они публиковали их под своими именами.

В краткой биографии Чехова упомянуто, что он использовал несколько псевдонимов, которыми подписывался в разное время. На самом деле их было более 50, причём среди них были и весьма экстравагантные, вроде «Человек без селезёнки» или «Врач без пациентов».

Многие пьесы, написанные Антоном Павловичем, уже более столетия ставятся на подмостках театров разных стран мира, от России до США и Австралии.

Первая известность к нему пришла, когда он был известен под псевдонимом «Антоша Чехонте». Именно им были подписаны его ранние произведения.

Вспоминая свою жизнь, Чехов часто говорил, что у него не было детства. Он с юных лет помогал отцу в лавке и пел в церковном хоре, так что у него не было свободного времени.

Когда Антону Павловичу исполнилось всего 16 лет, отец его продал всё имущество и перебрался из родного Таганрога в Москву, бросив сына на произвол судьбы.

Дед Чехова был крепостным крестьянином, но он выкупил и себя, и свою семью, так что сам писатель родился уже свободным человеком.

Первые литературные опыты его состоялись ещё в детстве, во время обучения в гимназии.

Псевдоним «Чехонте» ему придумал учитель богословия в таганрогской гимназии.

Своё первое крупное произведение, драму “Безотцовщина”, Антон Павлович написал в 18-летнем возрасте.

В юности, в бытность свою студентом гимназии, он издавал студенческие юмористические журналы и писал небольшие рассказы.

Чехов был гостеприимен, хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе гостей. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. Даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

В наше время люди почти перестали по-настоящему любить и уважать друг друга. Чаще всего мы отказываем кому-нибудь в помощи, ссылаясь на то, что у нас и своих проблем достаточно. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» — говорил А.П. Чехов.

Природа для Чехова всегда была изумительная. Он не мог допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он посадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под ветвями которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами, и Мелихово зазеленело. А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

По мнению Чуковского, Чехов был одним из самых добрых людей на Земле. «Чехов никогда не забывал, что любовь к человечеству лишь тогда плодотворна, когда она сочетается с живым участием к судьбам отдельных людей». Чехов хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. Он добивается, чтобы в Москве была выстроена клиника кожных болезней, собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями.

Вероятно, всегда будут существовать люди, которые безразлично относятся к проблемам других людей. Но всегда будут существовать и добрые люди, которые смогут проявить истинную любовь к человеку.  Чуковский отразил страстное стремление Чехова к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили лучше и счастливее, чтобы чита­тели в портретах героев могли увидеть и свои характерные черты, задуматься над собственными проявлениями и найти силы, чтобы изменить себя к лучшему.

Произведения Антона Павловича были экранизированы более 300 раз, причём не только в России и других странах бывшего Союза.

Именно драматургия Чехова считается “визитной карточкой” русской литературы в мире.

Всю жизнь Антон Павлович носил с собой блокнот, в который записывал случайно услышанные им обрывки разговоров, заинтересовавшие его. Позднее он использовал их в своих произведениях.

Помимо серьёзных произведений, Антон Павлович писал и сатирические фельетоны, юморески и рассказы.

Шедевры литературного мира:

«Улыбнемся вместе с А.П. Чеховым»

Величайший русский писатель и драматург А. П. Чехов — автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные грустные истории». В них он высмеивал такие человеческие изъяны, как лицемерие, рабское поклонение, задабривание к начальству, грубость, необразованность, нахальство, отсутствие чувства собственного достоинства.

Полицейский надзиратель Очумелов, главный герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» — воплощение готовности унижаться перед более сильными и могущественными. И он, и городовой Хрюкин, и толпа обывателей изменяют свое поведение в зависимости от обстоятельств, защищая пострадавшего, когда думают, что собака кого-то из простых людей, и осуждают и высмеивают, узнав, что собачка «генеральская».

Полицейский надзиратель к тому же груб и необразован. Об этом свидетельствует его язык: «Почему здесь? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он занимается еще и вымогательством («За ним ступает рыжий городовой с решетом, доверху полным конфискованного крыжовника»).

В рассказе «Толстый и тонкий» изображается случайная встреча на вокзале двух друзей детства. Никудышный чиновник, «тонкий» Порфирий, как только узнал, что его давний гимназический товарищ дослужился до тайного советника, начинает унижаться перед ним так, что того аж «затошнило». Подобным образом ведут себя и члены семьи «тонкого» — жена и сын.

Рассказы Антона Павловича Чехова очень коротки, но вместительны. Писатель умеет коротким эпизодом, метким словом изобразить широкую картину жизни. Причем, он сам не делает выводов, не вмешивается с комментариями, но читатели хорошо понимают, какой недостойный имеет вид человек-хамелеон, подхалим и лицемер.

В рассказах А.П.Чехова мы наблюдаем явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как он рассказывается. Трагизм жизненного материала Чехов преодолевает комизмом его художественной обработки. Несерьезен, прямо-таки игрив тон повествования («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т.п.).

«Жалобная книга»

Один из самых популярных юмористических сюжетов Чехова. Психологическая достоверность записей в этом рассказе вызвала у одного из читателей Чехова вопрос: а не переписал ли он эти фразы из какой-нибудь настоящей жалобной книги? И критика отметила у Чехова дар «имитации», знание «жаргона» своих героев.

«Хирургия»

По жанру — типичная бытовая «сценка». Подзаголовок «Сценка», бывший в «Осколках», снят в «Пестрых рассказах» и в собрании сочинений.

Не считая домашних спектаклей, во время которых Чехов-гимназист изображал вместе с братом Александром подобную сценку, в числе источников анекдотического эпизода с зубной «хирургией» известны и действительные случаи, о которых знал Чехов (один — в Воскресенской больнице, другой — в Таганроге).

«Лошадиная фамилия»

В 1884 году Чехов рассказывал знакомой девушке анекдот со сходным содержанием — о забытой «птичьей» фамилии (оказалось: Вербицкий, потому что… птицы на вербе сидят). «Лошадиная» фамилия могла быть подсказана случаем, знакомым Чехову с детства (в таганрогской гостинице одновременно оказались два человека — Жеребцов и Кобылин). Рассказ был напечатан в «Петербургской газете» и собрании сочинений.

«Злоумышленник»

Об использовании железнодорожных гаек вместо грузила Чехов узнал из встречи с крестьянином-рыболовом на даче в Краскове, где был в гостях у В. А. Гиляровского. И услышал то же объяснение: «Нечто я все гайки-то отвинчиваю?.. Нечто мы не понимаем, что льзя, что нельзя!»

«…юмор есть остроумие глубокого чувства…» — это замечательное определение как нельзя лучше подходит к «юмористичным» рассказам Чехова. Здесь юмор не просто смешит, но ведет дальше-дальше самого себя, веселит и «царапает» сердце до слез.

Юмор — не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты жизни, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта.

Языковыми средствами создания смешных ситуаций у А.П.Чехова является использование портретных зарисовок героев, говорящих фамилий и употребление просторечий.

В рассказах Чехова есть очень остроумное, смешное и крайне оригинальное влияние. Прочитав рассказы Чехова, человек начинает задумываться о прочитанном, т. к. Чехов писал про общественные проблемы своего времени.

Рекомендательный список:

«Писатель Чехов сочинял страницы»

«Антон Чехов уже в ранних рассказах своих сумел

открыть в тусклом мире пошлости её трагические, мрачные шутки».
М. Горький

В 1880-е годы Чехов пытался понять и объяснить читателю, что такое свобода и счастье, призвать к духовному освобождению. Во второй половине 1880-х писатель стремился показать нравственное начало в человеке. Его интересовали социальные конфликты, проблемы, которые стояли перед Россией.
В этот период углубилось представление Чехова о драматизме человеческого бытия, в его творчестве явно прослеживаются социально-исторические мотивы. В творчестве зрелого Чехова преобладают произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, его переживания, страдания и озарения. Но при этом писатель стремился к тому, чтобы в тексте позиция автора отражалось неявно, создавал иллюзию отсутствия авторов произведения.
Библиотека имени А.М. Листопадова предлагает вашему вниманию список литературы, в который входят произведения автора для разных возрастных категорий.

Зав.сектором О.В. Степанцова