Библиотечный дилижанс «Новый приют на донской земле»

      Комментарии к записи Библиотечный дилижанс «Новый приют на донской земле» отключены

(об истории переселения армян на Дон   в 1779 году, формировании   города Нахичевани-на-Дону)

Заселение армянами земель на Дону произошло более двух веков назад, в конце ХVIII века. Екатерина II приняла Указ о переселении армян из Крыма в Приазовье. В 1779 г. тысячи армян прибыли на новое место жительства, основав город Нахичевань и пять сел: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай. Все эти села находятся на территории нынешнего Мясниковского района.

Что касается Нахичевани, то граница между двумя городами — Ростовом и Нахичеванью — всегда была и считалась чисто условной. К началу двадцатых годов прошлого века в донской столице проживали в обшей сложности более 350 тысяч человек. И вполне закономерным стало правительственное решение, которым оба города были объединены в один — Ростов-на-Дону. 28 декабря 1928 года разделительная черта, проходившая по Театральной площади, перестала существовать, а в 1929 году на территории Нахичевани был образован Пролетарский район, один из крупнейших в городе.

Донские армяне в основной своей массе – потомки жителей города Ани. Этот город являлся столицей средневековой Армении. Ани была процветающей и богатой столицей царства Багратидов (с 961 г.) со 100-тысячным населением. Для тех времен город очень большой и крупный. В нем-то в окрестных селах и жили далекие предки донских армян. Армения на протяжении всей своей истории постоянно подвергалась варварским захватническим нападениям. Практически все завоеватели прошли по армянской земле: киммерийцы, мидийцы, персы, Александр Великий, селеквиды, римляне, византийцы, арабы, турки, и этот скорбный список можно было бы, к сожалению, продолжать.
Особый взор анийские армяне обратили в сторону Южного Поволжья. Эта территория славилась своими торговыми путями и привлекала внимание армян еще задолго до их массового переселения. Они вели интенсивную торговлю с татарами, проживающими в этих местах. Ввиду этого часть переселенцев продвинулась на север, к берегам Волги, в места, занятые татарами. И в середине XIII века обосновалась в татарском городе Аксарай (севернее г. Астрахани).

Армяне-переселенцы сосредоточили почти всю торговлю края в своих руках, завязав торговые отношения с Персией, Крымом и т. д. Несмотря на всю свою предприимчивость и материальное благополучие, армяне тяготились бесправным положением. Огромные налоги, преследование христианской религии, частые набеги ногайцев – все это склонило армян к решению покинуть Аксарай.

Несмотря на угрозы и запугивания татар, аксарайские армяне в начале XIV века с оружием в руках проложили себе дорогу в Крым. Куда они и прибыли в 1330 году после долгих и мучительных скитаний по диким, безлюдным и необжитым степям.

Спустя еще полвека другая большая группа беженцев из Ани, которая жила до этого в Киликии, переселилась в Крым.

В 1774 году в результате войны с Турцией русским правительством был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает свое влияние в Крыму и серьезно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. В частности, контролировать Черное море. Для того, чтобы упрочить свое влияние в Крыму, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Гирея, человека для того времени образованного и эрудированного. Чтобы поставить хана, его чиновников и мурз в еще более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана, они держали в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армян и греков, было стремление поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. Агенты царского правительства начали вести тайные переговоры с армянским и греческим духовенством, а также с авторитетными представителями этих народов. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели деловую связь с населенными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко развернуть свою коммерческую деятельность, тем более, в христианском окружении. Ведь армяне страшно боялись, что турецкий султан вытеснит русских из Крыма. Слухи о переселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Хан был в бешенстве. Он требовал разъяснений от российского правительства, лично от А.В. Суворова. Официальные ответы гласили о том, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма, по человеколюбию и долгу, и, конечно, Россия готова принять своих единоверцев. Татары были очень взволнованы. По их признанию, они теряли христиан «как душу из тела».

Драматическое переселение

Переселение армян осуществлялось в несколько партий. Первая партия под командованием донских казаков пустилась в путь 18 августа 1778 года, вторая – 22 августа, третья – 18 сентября. В Крыму христианского населения, преимущественно состоящего из армян и греков, не осталось. Достоверно не зная о месте своего поселения, о привилегиях, обещанных царским правительством от имени Екатерины II, армяне столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, холодные пронизывающие ветры и долгая дорога, а также крайний недостаток в топливе, продовольствии, лекарствах. Можно представить себе страдания и лишения, которые пришлось пережить и преодолеть несчастным переселенцам. Голод, холод, различные заболевания унесли многие жизни армян, в основном стариков и детей. Умер также и предводитель крымских армян архимандрит Петрос Маркосян.

Но нельзя сказать, что организаторы переселения были вообще глухи к страданиям людей. Трогательную заботу о крымских армянах проявлял лично генерал Александр Васильевич Суворов. Он неоднократно обращался к Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев. Им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялся транспорт, деньги. Хотя, к сожалению, этого было недостаточно. К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. К тому времени подоспела и грамота (Указ) императрицы Екатерины II от 14/25 ноября 1779 года. По этому указу армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Димитрия Ростовского, разрешалось основать один город (Нахичеван) и пять селений (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несвитай). Так завершилось это драматическое переселение. Из Крыма выехало 31 386 человек. Из них греков – 18407, армян – 12598, грузин – 219, валахов – 162. Греки большей частью селились между реками Бердой и Калмиусом, где были основаны города Мариуполь и Мелитополь. Из Крыма выехали 12598 армян, 1/3 из которых не дошла до места.

Вышеупомянутый указ Екатерины II был зачитан на центральной площади будущего города (теперь это пл. Карла Маркса). Царская грамота ныне хранится в Историческом музее Армении. Она состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках. Согласно этому документу, переселенцам предоставлялись определенные льготы-привилегии. В числе привилегий надо отметить освобождение армян от государственных податей и служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет, разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по своим законам и обычаям, разрешалась свободная торговля внутри и вне государства, а также армяне получили право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда. Генерал Александр Суворов еще долгое время проявлял заботу об армянах-переселенцах.
Надо немного сказать и о прошлом тех мест, куда армяне прибыли. Ведь эти степи имели тоже свою историю, историю увлекательную и интересную. Ведь еще древние греки знали о существовании реки Дон. А было это до Рождества Христова. В Донских степях жили полудикие люди – скифы, сарматы. О скифах и стране Скифии можно прочитать у Геродота. Он лично посетил эту таинственную страну, он же пишет и о дельте реки Тинаиса (древнее название Дона). О других народах, живших здесь отчасти одновременно со скифами, отчасти позже, упоминаний не так много. Но известно, что здесь также проживали сарматы, роксолане, россы, герулы, готы, гунны и другие. После хазар в XI веке господствующее положение занимают половцы. Древние славяне в IX веке впервые появляются в донских степях и достигают Азовского моря.

Оказывается, армяне и до переселения время от времени обживали Дон. Армянские купцы обосновались одно время в Золотоордынском Азате (Азове) в XIV–XV вв. Еще раньше армянские фактории существовали в рамках Хазарского Каганата IX–Х вв. Но массовое переселение армян на Дон осуществилось только в XVIII веке. После полутора лет переселения, связанного с большими трудностями, армяне получили право на постоянное жительство. В устье Дона, на имперской территории, а не на казачьей, с востока крепости Димитрия Ростовского, где располагался форштадт Полуденка, был основан армянский город Нахичеван со своими селениями, названный по аналогии с Нахичеванью в Закавказье и существовавшим некогда одноименным армянским городом в Крыму. Название Нахичеван следует понимать не как первый привал (что получается при дословном переводе), а как первенствующий (главенствующий) среди окружающих его населенных пунктов. Оно отвечало функциональной роли города как населенного пункта армянской колонии на Дону, включавшей также пять селений, расположенных под защитой русских крепостей и оборонительных сооружений.

Надо отметить, что в XVIII веке существовали три города с одним и тем же названием Нахичеван (в том числе два на новоприобретенных территориях), армянские поселенцы стали называть свой город Новый Нахичеван (по-армянски Нор-Нахичеван). Со временем в связи с тем, что к России присоединился Нахичеван-на-Араксе, Нор-Нахичеван стал именоваться Нахичеван-на-Дону. Выехавшие из шести городов Крыма армяне поселились в Нахичеване (это города Бахчисарай, Кафа, Карасубазара, Солхата, Гезлева – ныне Евпатория, Ак-Мечети – ныне Симферополь), а крестьяне из сел Топлу, Мелик, Камышли, Сала (ныне с. Грушевка), Чурук-Су, Султан-Сала, Орталанк (ныне с. Земляничное), Сарыбуз, Солдая (ныне Судак), Алушта, Алупка, Бурундур-Отар, Тапчак и др. поселились в пяти селениях (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несветай). Как мы видим, армяне оставили значительный след в истории Крыма. Когда армяне намеревались переселяться на Дон, они собрались все возле русской крепости в Перекопе. Это как раз там, где сейчас в Крыму находится Армянск. Так что можно сказать, что память об армянах в Крыму повсюду.

В ноябре 1780 года к переселенцам приехал из Петербурга их новый духовный глава – архиепископ князь Иосиф Аргутинский, официальный преемник архимандрита крымских армян Петроса Маркосяна, умершего во время переселения. У донских армян появился свой новый духовный глава. Вслед за основанием города и окружающих сел в Нахичеване был учрежден армянский магистрат, то есть судебно-административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями.
Выдающиеся российские архитекторы проектировали и строили в Нахичеване общественные здания, дома, церкви. И Нахичеван представал перед путешественниками как город очень необычный, с непередаваемым колоритом. Город, в котором сошлись Европа и Азия, древняя история и новая творческая мысль. Таким он предстал и перед Александром Сергеевичем Пушкиным, когда он вместе с генералом П.Н. Раевским в 1820 году был здесь проездом на Кавказ. Об этом путешествии генерал Раевский оставил свои воспоминания: «На другой стороне крепости (св. Димитрия) есть другой форштадт, или город по имени Нахичеван, населенный армянами. Город этот многолюдный и в торговом отношении очень богатый. Здесь и жизнь, и строения, черты лица и одеяние населения – все своеобразно».
Вообще можно сказать, что Нахичеван был городом интернациональным, в котором совершенно спокойно уживались люди различных национальностей: армяне, русские, украинцы, евреи, татары, осетины, грузины и немцы.

Армянский след на Дону

В Нахичевани издавалось множество газет и журналов, в том числе и на армянском языке, которые после 1917 года были все закрыты. В Нахичеване в Сурб-Хаче была создана первая типография на Юге России. Много доброго и светлого оставили после себя предки донских армян. Армяне всегда помнили то добро, которое они видели от русских, казаков. И 18 сентября 1894 года в знак глубокой благодарности армянским населением совместно с казачеством был установлен памятник императрице Екатерине II. Этот памятник был символом единения всех народов, проживающих на Дону.
За более чем два столетия, что армяне находятся на Дону, сделано очень много. Донские армяне подарили миру гениального художника Мартироса Сарьяна, классика армянской литературы, поэта, прозаика Рафаэла Патканяна, революционера-демократа, писателя, публициста, соратника Герцена, Огарева, Чернышевского, Бакунина – Микаэла Налбандяна, патриарха, католикоса всех армян Геворга VI Чорекчяна, заслуженного архитектора, лауреата Государственной премии СССР Марка Григоряна, лауреата Государственной премии СССР, доктора архитектуры Оганеса Халпахчяна, писательницу Мариэтту Шагинян, заслуженного деятеля науки, профессора Амбарцума Кечека, заслуженного тренера СССР, заслуженного мастера спорта Арменака Ялтыряна, выдающегося педагога-просветителя, ученого, поэта, драматурга, врача, общественного деятеля Арутюна Аламдаряна, видных государственных деятелей СССР Александра Мясникяна и Саркиса Лукашина (Срабионяна), видных военачальников – генерала-лейтенанта Галаджева (Геладжян), генерала-лейтенанта Владимира Тамручи, генерала-майора, профессора Христофора Михайловича Джелаухяна, героя гражданской войны, комбрига Михаила Назаретянца, члена подпольной организации «Молодая гвардия» Майю Пегливанову, известного художника Григория Ивановича Шилгтяна, художника, наставника и друга М. Сарьяна Амаяка Арцатпаняна, талантливого скрипача, народного артиста Армянской ССР, лауреата Государственной премии СССР и Армянской ССР Аветика Карповича Габриэляна, композитора, музыковеда, профессора, заслуженного деятеля искусств Армянской ССР Гаянэ Моисеевну Чеботарян, известного дирижера, профессора, заслуженного артиста Армянской ССР Аристакеса Григорьевича Каспарова, одного из основателей армянского театра оперетты, народного артиста Армянской ССР Гайка Христофоровича Данзаса (Бионяна), известного литературоведа, члена-корреспондента Академии наук Армянской ССР Алексея Карповича Дживелегова, председателя общества любителей драматического профессионального театра в Нахичеване Григория Чубарова, народного художника Армянской ССР Чубара Гукаса, поэта, писателя, педагога, музыканта Федора Сергеевича Готьяна, известного художника Акима Карповича Ованесова, талантливого актера Московского театра сатиры Георгия Бароновича Тусузова, известного народного скрипача Мирона Георгиевича Хачумова, поэтов Людвига Дуряна, Леонида Григорьяна, Аршака Тер-Маркаряна, Ашота Гарнакерьяна и многих, многих других видных и знаменитых людей: актеров, писателей, ученых, врачей, поэтов и т. д.


На Дону жили и продолжают жить видные сыны армянского народа и России. Повторюсь, что всех перечислить просто невозможно. Для нынешнего поколения донских армян Россия стала родиной, и их судьба неразрывно связана с матушкой Русью. В 1988 году было создано культурно-просветительское общество «Нор-Нахичеван», которое занимается возрождением культуры, духовности, национальных традиций донских армян. И на этой основе способствует укреплению взаимопонимания и дружбы между всеми народами, проживающими на Дону. В 2018 году правопреемница культурно-просветительского общества «Нор-Нахичеван» Ростовская региональная общественная организация «Нахичеванская-на-Дону армянская община» отметила 30-летие возрождения.
Армяне Дона, сохранив исторические традиции прошлого, создали на новом месте свою самобытную культуру. Прожив более двухсот лет в среде русскоязычного населения, небольшая колония армян не утратила родного языка, песен, музыки, обрядов и обычаев, культуры. Сохранив самобытность, они в то же время нашли взаимопонимание со всеми народами и нациями, населяющими низовья Дона.

Армяне Дона внесли и продолжают вносить свой достойный вклад в экономическое, социальное, историческое, культурное развитие своей Родины, в ее защиту. Достаточно вспомнить сотни армянских добровольцев, ушедших в русскую армию, когда началась Первая мировая война. Навечно остались в Книге Памяти для потомков и в сердце народном имена более 6000 донских армян, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, почти половина из них не вернулись домой.
Нет ни одной сферы деятельности, где бы армяне Дона не оставили свой достойный след. Сегодня подрастающее поколение гордится своими великими предками и равняется на них.

Книги о Нахичевани-на-Дону:

Святой Крест донского армянства − так называют армянский монастырь Сурб Хач. Этот Святой Крест освящает духовную и мирскую жизнь донских армян и сегодня. Авторы Минас и Георгий Багдыковы, говоря об истории Сурб Хача, о сегодняшней жизни монастыря, вспоминают о людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие армянской культуры на Дону.

На примере этой книги авторы хотели показать всем любителям отечественной истории, насколько важна роль нахичеванского головы Минаса Ильича Балабанова в развитии и процветании города Нахичевани-на-Дону. Время показало, какую важную роль он сыграл в истории нашего края. Вся работа авторов основывается на исторических и архивных документах, газетных публикациях тех лет.

В книге «Нахичевань.ru» собраны некоторые публикации Георгия Багдыкова на одноименном сайте. Когда-то, лет двадцать назад, известный ростовский политолог Григорий Леонидович Акопов задумал создать сайт, так называемый информационно-аналитический портал, о жизни и культуре донских армян. На сайте были созданы специальные рубрики: «Нахичеванские вести», «Исторический экскурс», «Нахичевань в лицах», «Фотогалерея».

В книге известного ростовского краеведа, доктора филологических наук, профессора Южного федерального университета Смирнова Владислава Вячеславовича (1939-2014) рассказывается об истории города, об истории армянского народа и донского края, описывается жизнь и творческий путь писателей Микаэла Налбандяна, Рафаэла Патканяна, Мариэтты Шагинян, Веры Пановой, художника Мартироса Сарьяна, общественных деятелей Минаса Балабанова, Григория Чалхушьяна, Келле-Шагинова.

Хронологическая энциклопедия включает в себя портретную галерею выдающихся, известных деятелей армянского народа, а также русских писателей, внесших вклад в развитие русско-армянских дружественных связей, информационно-справочные сведения о важнейших свершениях и событиях, документы и статистику по истории, экономике, науке, культуре Нахичевани-на-Дону. Особый колорит книге придают бытописательские, этнографические наблюдения, впечатления исследователей, путешественников, посещавших этот замечательный город в разное время, а также воспоминания жителей старой Нахичевани. Книга содержит богатый иллюстративный материал, в том числе и редкие фотографии.

Предлагаем Вашему вниманию интерактивную викторину «Армения моя»