Встреча-чествование «Хвала тебе,казачка-мать!»

      Комментарии к записи Встреча-чествование «Хвала тебе,казачка-мать!» отключены

(ко Дню Матери Казачки)

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о женщине, о матери-казачке.

4 декабря — большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он совпадает с ещё одним праздником — Днем матери-казачки, который имеет давнюю историю. Его корни уходят в русско-турецкую войну.В 1774 году девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем.В честь нелегкой победы казачек станицы Наурской возведен памятник, а также установлен День матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.День матери-казачки празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - c358cebfc155f0187431c3df41da4334-700x420.jpg

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.

Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность — нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью.

Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!

Входила молодая казачка в мужнин дом… А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли её снохи уважительно — «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, кому попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь. Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина — мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества.Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила — гордая казачка.

Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.- Ах, сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга!Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.- Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.- Нет, матушка, — сказал ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу. На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей — Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся.

КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА

«КАЗАЧЬЯ ЖЕНСКАЯ ДУША»

Тарас Бульба, Николай Гоголь

«Тарас Бульба» — одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров гоголевских героев гармонирует с совершенством композиционной структуры повести и поразительной завершенностью всех элементов ее стиля. Гоголь создавал повесть не просто как героическое произведение из малороссийской истории, а как притчу обо всей известной ему России. Мужество, непреклонная воля, недюжинная сила и любовь к отечеству — черты истинных героев повести. Эпический размах, яркие образы, созданные Гоголем в этой повести, оказываются столь привлекательными для читателей и слушателей и вызывают желание режиссеров вновь и вновь воплощать фантазию писателя на мировых экранах и сценах.

Казаки Лев Толстой

 Повесть «Казаки» написал Лев Толстой, опубликовали повесть в 1863 году. Действие повести «Казаки» происходит в станице терских казаков, где временно пребывает юнкер. Над повестью «Казаки» Толстой трудился около десяти лет. Будучи юнкером, он поехал в 1851 году на Кавказ, где ему довелось почти полгода прожить в пятигорской избе в ожидании готовности документов.

 Тихий Дон, Михаил Шолохов

Роман «Тихий Дон» рассказывает о жизни донских казаков в период Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Роман охватывает события 1912-1922 гг.

Даурия, Константин Седых

Роман известного русского писателя Константина Федоровича Седых «Даурия» рассказывает о жизни сибирского казачества, о гражданской войне. Действие романа происходит в небольшом поселке Забайкалья накануне первой мировой войны и в годы Октябрьской революции. Рушатся вековые устои, происходит расслоение масс, в результате которого одни идут воевать за революцию, другие — против нее. Роман «Даурия» (1948) был удостоен Государственной премии СССР за 1950 год.

Отчий край, Константин Седых

В романе Константина Федоровича Седых (1908—1979) изображаются события гражданской войны: изгнание белогвардейцев и интервентов из Забайкалья и Дальнего Востока, воссоединение Дальневосточной республики с Россией, возвращение партизан к мирной жизни, их работа по укреплению советского строя.

Кондрат Булавин, Дм. Петров (Бирюк)

Захватывающий исторический роман Дмитрия Петрова (Бирюка) рассказывает о борьбе донских казаков за волю, за долю. Полны трагизма и героизма страницы книги, овеянные романтикой тех далеких дней петровской Руси.


Сказание о казаках, Дм. Петров (Бирюк)

В настоящем издании представлена трилогия «Сказание о казаках», охватывающая почти полувековой период жизни донского казачества с начала ХХ века и до окончания Второй мировой войны. Автор хорошо знает и убедительно показывает быт донских казаков, яркими красками рисует нравы и обычаи казачьей вольницы и те разительные перемены, которые произошли с ней за описываемый период истории.

Новочеркасск. Первая книга, Геннадий Семенихин

Роман лауреата премии Министерства обороны СССР Геннадия Семенихина посвящен основанию города Новочеркасска — столицы Войска Донского. Он повествует о жизни донского казачества. Центральные образы романа — донской атаман Матвей Платов, один из героев Отечественной войны 1812 года, беглые крепостные Любаша и Андрейка, казак Лука Аникин и другие.

Библиотекарь Е.Л.Цыганок