Чтения: «Сила прозы, так потрясшей дух…» 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского

      Комментарии к записи Чтения: «Сила прозы, так потрясшей дух…» 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского отключены

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня наш рассказ будет о Федоре Михайловиче Достоевском, повествование будет чередоваться с чтениями произведений автора, представленными в видеоформате.

Федор Михайлович Достоевский занимает выдающееся место в русской литературе как продолжатель ее гуманистичес­ких и реалистических традиций, как писатель, поднявший свой голос в защиту униженного и оскорбленно­го человека.

Наряду с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, И. А. Гончаровым и другими представителями критического реализма Достоевский завоевал мировое признание и оказал большое воз­действие на развитие русской и европейской литературы.

«Да, милый брат мой, ну вот, наконец, и тебе письмо моё. Поговорим, потолкуем…Что мне сказать о себе… Дав­но я не говорил с тобою искренно. Не знаю, нахожусь ли я теперь в духе, чтобы говорить с тобою об этом Душа моя недоступна прежним бурным порывам. Всё в ней тихо, как в сердце человека, затаившего глубокую тайну; учиться, «что значит человек и жизнь», — в этом довольно успеваю я. Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М. Достоевский «Письма»).

Уже 18-летним юношей в письме к брату Михаилу Фёдор Достоевский чувствовал своё призвание. Всю жизнь он боролся за духовную природу человека, защищая его достоинство, личность и свободу. Разгадывая загадку человека, Достоевский постигал тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецировал на судьбу своих героев, изображая их в самых различных обликах. По романам Достоевского можно изучать жизнь их создателя, так как в свои произведения Фёдор Михайлович вкладывал собственный духовный опыт.

В биографических вехах Достоевского есть такие важные точки отсчёта, такие события, которые сыграли решающую роль в его жизненном и творческом становлении.

Своим стремлением к прекрасному писатель больше всего обязан своему отцу и домашнему воспитанию.

Достоевский на всю жизнь сохранил добрую память о своём детстве, и — что особенно важно — эта память отразилась в его творчестве. За три года до смерти, начав создавать свой последний гениальный роман «Братья Карамазовы», автор вложил в биографию старца Зосимы отголоски своих собственных впечатлений…                                                                                                           

Достоевский: «Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском.»

В 1839 году умер отец. После смерти отца жизнь Достоевского в училище становилась мучительнее с каждым днём. Одинокий и мечтательный, оставшийся в 18 лет сиротой, он жестоко страдал от контраста между счастливым дет­ством и новой, казённой и равно­душной обстановкой. То, что его волновало, не находило отклика в Инженерном училище. Фёдор Достоевский мечтал о творчестве, литературе и свободе; военная ка­рьера его совсем не прельщала. Главное — литература и свобода, служение своему художественному дару, который он уже ощущал в себе.

В августе 1843 года Фёдор Михайлович оканчивает полный курс наук в верхнем офицерском классе и зачисляется на скромный пост при петербургской команде, инженером мелких чертежей. В этот же год начинается драма его зрелого периода. С каждым днём увеличивается его любовь к вечерним зрелищам, ресторанам и «лёгким деньгам» — игре. Он сталкивается с особым миром закладов, денежных ссуд, векселей.

19 октября 1844 по прошению самого Достоевского он был уволен со службы. Это важная дата его жизненной летописи – в возрасте 23 лет он стал вольным литератором, принадлежащим исключительно своему писательскому призванию.

Начался творческий путь писателя. Первый роман «Бедные люди» дался Достоевскому с трудом, хотя был произведением осмысленным. Роман передает неописуемую взволнованность, любовь и тревогу его героев. Автор выдвигает на первый план кроткого и благородного героя, развивает тему любви-жертвы как центральную в своём замысле и создаёт ряд писем-исповедей, писем-признаний, раскрывающих неисчерпаемую возможность человеческой личности к озарению счастьем близкого существа ценою собственной жизни.

Роман принес автору успех и признание в литературных кругах. Из отзыва Белинского о романе: «Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вам правда открыта и возвещена, как художнику досталась, как дар. Цените ваш дар и оставайтесь верным ему, и будете великим писателем».

ДОСТОЕВСКИЙ «В жизни моей произошёл торжественный момент, перелом навеки, началось что-то совсем новое, но такое, чего я не предполагал даже в самых страстных мечтах моих»

Пафос «Бедных людей» заключается в том, что худшие, с точки зрения общества, последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества. Впервые в литературе духовная жизнь обездоленных людей была раскрыта так правдиво и подробно, убедительно показана красота, высокая культура чувств.

Собственная биография писателя помогла найти новую, всю жизнь волновавшую его художественную тему — мечтательство. Образ мечтателя становится одним из центральных в творчестве молодого писателя. И позднее, в 1870-е годы, он собирался создать большой роман под названием «Мечтатель». В романе «Белые ночи» образ мечтателя автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

 «Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправед­ливом мире, о несостоявшемся счастье. Здесь есть тема отнятой любви и бесплодной мечты, но это не главное. Для Достоевского важен её характер, оказывающий влияние на человеческую душу. Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что лю­бовь девушки к нему — единственное, что он может получить от жизни. Любовь мечтателя озарена нежным светом петербургских белых ночей. Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи. Но участь его печальна. Он снова одинок…

Весной 1847 Достоевский начинает посещать собрания кружка петрашевцев. Главными темами обсуждения в то время были крепостное право, утопический социализм, атеизм, борьба с цензурой. В обществе петрашевцев писатель пользовался уважением. Вопросы бедности и богатства, власти и угнетения, порабощения и свободы не раз слышались в выступлениях Достоевского.

Вскоре кружок их превратился в политический клуб с программными докладами и регулярными прениями.

Последнее собрание кружка состоялось в апреле 1849 года. В этот же день был подписан приказ о немедленном аресте петрашевцев; все были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

Полусумрак, тройные решётки, железная койка, сырость и холод. Временное обиталище Достоевского — Алексеевский равелин. Страшное место самой грозной политической тюрьмы.

Следствие длилось 4 месяца. 16 ноября военный суд закончил рассмотрение дела. 19 декабря 21 один подсудимый был приговорен к расстрелу. Учтя раскаяние, смертную казнь заменили каторгой. Сделали это в самый последний момент: когда осуждённые находились на эшафоте, зачитали первоначальный приговор, а затем, выдержав паузу, огласили приговор о помиловании.

На следующий день Достоевскому дали свидание с братом, а около полуночи, заковав в кандалы (весом в 10 фунтов), отправили в Сибирь.

Здесь писатель увидел узкую, тёмную тюрьму, прикованных к стене преступников и ужасное духовное опустошение людей. В Омскую крепость, окружённую рвами и валами, Достоевский прибыл 23 января 1850 года. Ему обрили полголовы, облачили в двуцветную куртку с жёлтым тузом на спине и выдали мягкую бескозырку – головной убор каторжанина. В таком виде он и вступил в каторжный каземат — ветхое деревянное здание с прогнившим полом и текущей крышей.

ДОСТОЕВСКИЙ «Голые нары, духота нестерпимая, шум, крик, бряцание цепей. Это был ад, тьма кромешная».

Достоевский увидел мир жестоким: клейма на лицах, истерзанные спины. Оковы…в оковах люди мылись, играли в театре, болели и умирали. Ф.М. предстояла поистине борьба за жизнь. Литератор был зачислен в разряд разнорабочих. Обжигал на заводе кирпичи, разбирал старые казенные барки, стоя по колено в ледяной воде.

23 января 1854 закончился срок каторжных работ. Рано утром были сняты кандалы, и это означило, что впереди – долгожданная свобода.

Через 20 лет писатель свои впечатления от смертной казни отразил в художественном творчестве. Так, в романе «Идиот» князь Мышкин рассказывает о последних минутах приговорённого к смертной казни.

Годы, проведённые в Омской крепости, примечательны в судьбе романиста. Люди и нравы каторги в сочетании с раздумьями Достоевского вырастали в колоссальные фигуры его поздних романов. А мысли, посещавшие его, были выражены в дальнейшем в книге «Записки из мёртвого дома». Если говорить о героях романов Достоевского, то в Раскольникове ожили черты острожных гордецов и властолюбцев, бестрепетно разрешающих себе во имя высших целей «кровь по совести». Свидригайлов отразил глубокий аморализм арестанта Аристова, выходца из дворян, ценителя искусств. Можно говорить смело, что великие творения Федора Достоевского зарождались Омской земле.

В феврале 1854 Достоевский был зачислен в 7 батальон и определен на поселение в город Семипалатинск рядовым. Вскоре ему разрешили жить на отдельной квартире. Там же у него завязываются отношения с Марией Дмитриевной Исаевой. Он её очень любил. Несмотря на сложность отношений, в 1857 году состоялась их свадьба. В 1859 году они переезжают в Петербург. Там начинается работа над романом «Преступление и наказание». Спустя 5 лет уходит из жизни Мария Дмитриевна, следом умирает брат Михаил. Фёдор Михайлович тяжело переживает два горя и «уходит» целиком в работу.

13 февраля 1867 писатель женится на 20-летней девушке стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Столь долгожданное семейное счастье пришлось испытать Достоевскому в 46 лет. Фёдор Михайлович считал свой брак с Анной Григорьевной вступлением в новую жизнь. Это была его последняя любовь, с которой Достоевский был счастлив до конца своих дней. Несколько лет вместе они скитались за границей, живя в разных странах. Сначала в Дрездене, где было спокойно и красиво. Потом переехали в Баден. В Женеве, позднее, рождается их первая дочь Софья. Достоевский оказался нежным и заботливым отцом. Но спустя 3 месяца девочка умерла, и это стало для Федора Михайловича невыносимым горем.

Он рыдал над остывающим телом Сонечки, покрывая бледное личико и ручки горячими поцелуями… Похороны дочери усугубили болезнь Достоевского. На улице он мог не ответить на поклон, мог о человеке, давно ему известном, спросить: кто это? Он знал, что может умереть в пять минут, и требовалась большая воля, чтобы не обращать внимания на дамоклов меч.

Достоевский: «Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен, в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше оставаться с Христом, нежели с истиной».

Позднее они уезжают в Италию, где у них рождаются дочь Люба и сын Фёдор. Достоевский пишет романы «Идиот», «Бесы», «Житие великого грешника»

Достоевский. «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…Неужели фантастический мой «Идиот» не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества…»

В 1873 году семья Достоевских возвращается в Россию. Через два года публикуется роман «Подросток». В Петербурге семья снимает квартиру. В кредит берут мебель, выплачивают долги — тяжелое время. Но зато огромное счастье воцарилось в семье. Фёдор Михайлович баюкает детей, танцует с женою кадриль, вместе наряжают ёлку.

Вершиной в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». Прежде всего эта книга увлекательная. В ней разворачиваются события, которые непременно должны привести к трагедии. Убийство происходит, и читатель долгое время остаётся перед загадкой: кто убил старика Карамазова? Все улики налицо: убил старший сын Дмитрий. Но читатель уже успел полюбить Дмитрия Карамазова и поверить ему. И только накануне суда читатель узнает, что убил не он, но суд приговаривает Дмитрия к четырём годам каторжных работ. Таков детективный сюжет романа. Но сколь­ко ни думаешь над его содержани­ем, всё глубже понимаешь, что не в детективном сюжете дело. Этот роман о человеческой жизни, о том, как нестерпимо трудно бывает прожить эту жизнь, о человеческих страданиях. Этот роман-эпопея стал синтетическим и многоголосым эпилогом всего его бурного творчества.

Уже в августе 1879 года у писателя была обнаружена эмфизема (заболевание легких). В 1880 он достиг народного признания.

28 января у Достоевского случился тяжелый приступ. Он попрощался с родными и умер.

Сложными были жизнь и творческий путь Ф.М. Достоевского, но трудности не сломили его. Неустанное искание истины, реалистичное мастерство, глубокий психологизм, созданные им разноплановые образы русских людей, произведения, получившие признание за рубежом и на Родине ставят его в ряд выдающихся писателей. Таков мир Достоевского, мир радостей, горестей, бесконечной борьбы за свободу, достоинство, за право оставаться настоящим человеком.

Беседа-обзор: «Дар слова»

Книжная выставка:

«Читайте Достоевского, любите Достоевского»

РОМАНЫ

1846 – «Бедные люди»

Эпистолярный роман, ставший первым крупным произведением тогда ещё молодого (закончил произведение в 25 лет) Достоевского.

Книга представляет собой переписку пожилого титулярного советника, Макара Алексеевича Девушкина, и его дальней родственницы, Варвары Добросёловой. Оба героя испытывают сильную нужду; постоянные денежные стеснения — неотъемлемая часть их жизни. Письма, которые они пишут друг другу, порой становятся единственной отрадой в нескончаемой серости будней.

1861 – «Униженные и оскорбленные»

«Униженные и оскорбленные» – одна из самых мелодраматических книг русской литературы. Можно сказать, что с нее и началась мелодрама как литературный жанр. Трагическое несоответствие романтических представлений о жизни и реальной действительности – вот основная идея романа. Многое в этом произведении читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема – проблема эгоизма.

1866 – «Игрок»

Произведение жесткое до жестокости, нервное до неровности и искреннее – уже до душевной обнаженности.

Это – своеобразная «история обыкновенного безумия» по-достоевски.

История азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но – единственной, экзистенциальной сутью бытия.

Это – «Игрок».

И это – возможно, единственная «автобиографическая» книга Достоевского.

1866 – «Преступление и наказание»

Социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. Критик и публицист Василий Розанов писал: «Преступление и наказание» – самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинён как личность…» Герой романа – Родион Раскольников – студент, который «задавлен бедностью». Он поддался популярным в то время идеям о том, что все люди делятся на «тварей дрожащих» и «наполеонов». Так он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи. Философия вступает в конфликт с совестью и душевным состоянием героя: он не в силах справиться с тяжким бременем преступления.

1867 – 1868 гг «Идиот»

«Идиот» — роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно воплотил образ положительного героя, каким его представлял. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В «нормальном» обществе людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!», утверждает Достоевский устами князя Мышкина, и в мире становится светлей.

1871 – 1872 гг «Бесы»

Роман «Бесы» Ф. М. Достоевского – одно из величайших достижений мировой культуры – точно и глубоко обозначивший разломы грядущих социальных катастроф. Первая мировая война, русская революция, глобальная катастрофа Второй мировой и наши дни, подтвердили его пророчества о том, что ждет общество, отменившее веками существовавшие нравственные основания, на которых оно и стоит. В этом шатком состоянии люди теряют способность различать добро и зло. Попытки радикального переустройства общества, духовная и нравственная слепота, ведут к катастрофе и безумию. Каждый раз из тектонических сдвигов истории, словно джинн из лампы, бесы приходят в мир, обещая помощь в исполнение якобы великих свершений, в реальности ими же порождённых, человеческих прихотей. И, вместе с тем, надежда, выраженная в эпиграфе романа: » вышли жители смотреть случившееся и, пришедшие к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись». Каждый, прочитавший это произведение, получает прививку от бездумного следования за очередными губительными лозунгами.

 Роман «Бесы» Ф. М. Достоевского – это пророчество, одно из величайших достижений мировой культуры – точно и глубоко обозначивший разломы грядущих социальных катастроф.

1975 «Подросток»

Желание денег и власти, мечта о превосходстве над миллионами «обыкновенных», проблема отцов и детей, богоборчество — вот опасности для русского подростка. Преодолимы ли они и что победит в итоге: бунт против людей и Бога или же любовь к «живой жизни»?..

1880 «Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы» – кульминация творчества Федора Михайловича Достоевского. В итоговом романе великого писателя испепеляющие страсти и духовные метания главных героев выводят читателя на глобальные вопросы о самой сущности человека и его природе. В канве детективного сюжета переплетаются любовь до безумия и семейные тайны, преступление и судебная ошибка, конфликт веры и сомнения и борьба божьего и дьявольского. В результате история о перипетиях семьи Карамазовых становится повествованием об извечной битве добра и зла в душе человека.

ПОВЕСТИ

1845 – 1846 гг «Двойник. Петербургская поэма»

В книге «Двойник» Федор Михайлович Достоевский предстанет перед читателем как писатель с неподражаемым чувством юмора. Автор проявляет необычайное умение в описании комических эпизодов из жизни и заставляет читателя весело смеяться над недостатками своих героев и комичностью ситуаций. Перед читателем оживут петербургские улицы XIX века, он познакомится с нравами обитателей Петербурга. И совсем в духе Н.В.Гоголя узнает о жизни чиновничьего Петербурга и приключениях господина Голядкина. Ф.М.Достоевский показал масштабную картину идеального человечества и падения нравов среди людей. В этой повести писатель обнаружил редкий талант проникать в самую глубину человеческой души, что позволило Бердяеву, великому русскому философу, назвать писателя «единственным, небывалым в мире творческим явлением».

1847 – «Хозяйка»

В «Хозяйке» Достоевский впервые затронул важную для всего его творчества тему взаимоотношений интеллигентного «мечтателя» и народа. Отсюда связь «Хозяйки» с «Преступлением и наказанием» и в особенности с «Братьями Карамазовыми».

1848 – «Слабое сердце»

Повесть, продолжающая и развивающая одну из главных существенных тем раннего творчества Достоевского — судьбы Мечтателя в обществе. По ограниченности сюжетного пространства, небольшому числу персонажей и экспрессии событийного ряда повесть тяготеет к драматическому роду искусства.

1848 – «Белые ночи»

В книгу «Белые ночи» включены две ранние повести отечественного писателя Федора Достоевского — одноименная и «Неточка Незванова». Они помогают проследить эволюцию таланта знаменитого автора «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых», отыскать истоки его фирменного психологического метода.

В «Белых ночах» молодой и мечтательный мелкий петербургский чиновник однажды возле решетки канала случайно спасает от пьяницы несчастную девушку Настеньку. Так начинается история любви типичного героя романтической и сентименталистской прозы, для которого «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного»…

1849 — «Неточка Незванова»

«Неточка Незванова» — это повесть о девушке, которая также живет мечтами об искренней любви и счастье. Достоевский прослеживает ее жизнь от восьми до семнадцати лет. И по мере взросления Неточка один за другим встречает примеры человеческого лицемерия, стяжательства и лжи…

1859 — «Дядюшкин сон»

«Дядюшкин сон» – комическая повесть о старике-волоките, эдаком «обломке аристократии». Жилеты и духи, перчатки и галстуки, все это не в состоянии превратить «мертвеца на пружинах» в юношу…

1859 – «Село Степанчиково и его обитатели»

Молодой человек, выпускник Петербургского университета, получает странное письмо от своего дяди, полковника в отставке, владельца села Степанчикова. И вот юноша приезжает в имение дяди и узнает, что все в доме, включая хозяев, вынуждены исполнять капризы приживальщика Фомы Фомича Опискина… Образ российского Тартюфа занимал Достоевского в те годы, когда он находился в сибирской ссылке. Получив в 1857 году полную амнистию и разрешение публиковаться, писатель взялся за этот сюжет. Он возлагал на повесть большие надежды, рассчитывая укрепить свое положение в литературе. Однако современниками она была встречена прохладно; намного позднее, когда о творчестве Достоевского можно было судить ретроспективно, его ранняя повесть стала чрезвычайно популярной, а имя главного героя — нарицательным. В образе Фомы Фомича Опискина угадываются герои последующего творчества Достоевского, болезненно переживающие свое униженное положение и вместе с тем переполненные амбициями.

1860 – 1861 гг «Записки из Мертвого дома»

Одно из наиболее значительных и своеобразных произведений русской литературы 1860-х годов и одновременно одна из вершин творческого наследия Ф.М.Достоевского. В нем отражены впечатления пережитого и увиденного автором в Сибири, в омском остроге, где он провел четыре года, осужденный по делу петрашевцев. Этот уникальный литературный документ, жанровую природу которого часто характеризуют как «художественные мемуары», содержит рассказы о судьбах реальных заключенных, которых писатель встречал на каторге. В то же время это художественное произведение, важнейшая философская проблематика которого задана в развернутых метафорах Мертвого дома и воскресения.

1864 – «Записки из подполья»

Гениальное воплощение многогранного таланта Ф. М. Достоевского. Это исповедь безымянного петербургского чиновника и одновременно философские размышления о человеческой сущности, природе наших желаний и «хотений», о соотношении разума и воли.

1870 – «Вечный муж»

1876 – «Кроткая»

По авторскому определению — своего рода психологические этюды, размышления писателя на тему любви и семейной жизни. Эти произведения находятся как бы в тени «великого пятикнижия» Достоевского, но здесь получают продолжение важнейшие проблемы его творчества.

РАССКАЗЫ

1846 – «Как опасно предаваться честолюбивым снам»

1846 – «Господин Прохарчин»

1847 – «Роман в девяти письмах»

1848 – «Ползунков»

1848 – «Честный вор»

1848 – «Елка и свадьба»

1857 – «Маленький герой»

1859 – «Чужая жена и муж под кроватью»

1862 – «Скверный анекдот»

1865 – «Крокодил»

1873 – «Бобок»

1876 – «Мужик Марей»

1876 – «Мальчик у Христа на елке»

1877 – «Сон смешного человека»

Зав.сектором О.В. Степанцова