Выставка-портрет «Страна непобедима, когда един народ»

      Комментарии к записи Выставка-портрет «Страна непобедима, когда един народ» отключены

(ко Дню народного единства)

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. 

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

 С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«4 НОЯБРЯ — ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА«

ПРАЗДНИК ВОСКРЕСЕНИЯ РОССИИ

Агеев, А. Юбилейное: [О старом и новом ноябрьских праздниках] /А. Агеев // Знамя. – 2008. – N 1. – С. 230-232

Алексеева, Т. День народного единства: путеводитель по интернет-сайтам / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников: прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 20 (окт.). — C. 42-43

Андреева, Е. Благодарная Россия : День народного единства / Е. Андреева, Е. Гумарова // Классное руководство и воспитание школьников: прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 20 (окт.). — C. 17-19

Богданов, А. «Быть нам всем в совете и соединении…» :[4 ноября — День народного единства. История праздника] / А. Богданов // Наука в России. — 2007. — № 6. — C. 85-91

Бондарев, В. Праздник воскресения России : [4 ноября — День народного единства] / В. Бондарев // Родина. — 2007. — № 10. — C. 10-11 : цв.ил.

Гранцева, Н. Единство в траве забвения : [Размышления о Смутном времени в связи с введением нового государственного праздника РФ — 4 ноября] /Н. Гранцева // Нева. – 2007. – N 12. – С. 208-223

Джалагония, В. Пора бы закончить Гражданскую войну / В. Джалагония // Эхо планеты. — 2005. — №47 (ноябрь). — C. 16-18

Жарков, В. День русского националиста: что мы отмечаем 4 ноября /В. Жарков // Новое время. — 2008. — № 44. — C. 52-55

Король, М. П. Уроки Смуты: Россия начала XVII века великие потрясения и неиспользованные возможности / М. П. Король // Отечество . — 2009. — № 10. — C. 3-5

Кострова, В. День народного единства: что стоит за праздничной датой / В. Кострова // Учительская газета. — 2009. — 3 нояб. (№ 44). — C. 14

Ляшенко, Л. М. Во имя мира и согласия: День народного единства. Биография праздника / Л. М. Ляшенко // Наука в России. — 2010. — № 2. — C. 60-65

Освобождение Москвы в 1612 году : 4 ноября день воинской славы России // Военно-исторический журнал. – 2009. — № 11. – (В начале журнала).

Сила России — в единстве народов // Патриот Отечества. — 2007. — №9. — C. 24-25.

Соломсторожская , Т. Размышления о Дне народного единства / Т. Соломсторожская // Народное образование. — 2006. — №8. — C. 236-242.

Шишков, А. Очищение от смуты : что стоит за новым «красным днём» в календаре / А. Шишков // Родина. — 2005. — №11. — C. 4-5

Юлин, М. Русский шарм. День без единства. По какой России мы тоскуем / М. Юлин // Новое время. — 2006. — №45 (ноябрь). — C. 6-7.

СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА
Костылев, В. И.
Минин и Пожарский : повесть / В. И. Костылев. — М. : Дет.лит., 2006. — 87 с. : цв. ил.
Экземпляры: всего:3 — ЦДБ(1), ф28(1), ф33(1)

Освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов [Электронный ресурс] : 1612 год. — Электрон. дан. — М. : НТЦ «Поиск- XXI век», 2004. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. — (Дни воинской славы России)
Экземпляры: всего:1 — хр(1)

Русские цари. — М. : Белый город, 2008. — 303 с. : цв. ил. — (История России)
Экземпляры: всего:15 — ЦДБ(1), ф4(1), ф5(1), ф28(1), ф33(1), ф35(1), ф8(1), ф11(1), ф12(1), ф14(1), ф16(1), ф18(1), ф32(1), ф36(1), ф27(1)

Скрынников, Р. Г.
Минин и Пожарский / Руслан Скрынников. — 2-е изд.,испр. — М. : Мол. гвардия, 2007. — 330 с. — (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ]
Экземпляры: всего:5 — ф7(1), ф8(1), ф9(1), ф13(1), ф14(1)

Безлепкин, Б. Минин и Пожарский /Б.Безлепкин // Дошкольное воспитание. –2002. – N 9. – С. 60-63.

Белов, Ю. В. «Коснулся глас тебя потомства …»/Ю. Белов // Московский журнал. – 2006. – N 2. – С. 2-6

Володихин, Д. Служил чисто, прямо и честно: князь Пожарский: заслуги и награда / Д. Володихин // Родина. — 2006. — №11. — C. 20-24

Воронцов, А. В. Воин под стягом Христа / А. В. Воронцов // Русский Дом. — 2008. — № 11. — C. 8-9

Дмитрий Михайлович Пожарский // Родина. — 2005. — №11. — C. 112-114

Дорожкина, Н. «Сыны Отечества, освободившие Россию»: устный исторический журнал / Н. Дорожкина // История: прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 19 (окт.). — C. 26-35

Дорошенко, Т. Преодоление «Великой разрухи» русского государства : [Ополчение 1611-1612 гг. Истоки Смуты. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II и начало интервенции] / Дорошенко Т. // Наука и жизнь. – 2006. – N 1. – С. 92-101.

Еропкин, М. Смутное время русского государства и Патриарх Ермоген / М. Еропкин // Православная беседа. — 2008. — № 2. — C. 74-77 : портр.

Зарайский, А. А. Победа Смутного времени // Русский Дом. – 2009. — № 10. – С. 7. Статья посвящена полководцу Михаилу Скопину-Шуйскому.

Ильина, Н. А. Патриарх священномученик: 395 лет со дня мученической кончины Патриарха Московского и всея Руси Ермогена /Н. Ильина // Русский дом. – 2007. – N 3. – С. 18-19

Козляков, В. Триумф «шпыней» и «блинников». Что за люди сошлись в ополчении под столицей /В. Козляков // Родина. – 2005. – N 11. – С. 91-96

Кузьма Минич Минин // Родина. — 2005. — №11. — C. 114-115

Максимов, В. И. Спасители Отечества / В. Максимов // Русский дом. – 2006. –N 11. – С. 2-4

Перхавко, В. Б. Кузьма Минин : «Выборный человек всея земли» / В. Б. Перхавко // Исторический журнал. — 2007. — № 4. — C. 4-23

Платонов, С. Ополчение второе. Победное /С. Платонов // Родина. – 2005. – N 11. – С. 79-84

Сегень, А. Ю. День освобождения Москвы : 395 лет назад Китай-город был освобожден от поляков войсками народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского /А. Сегень // Русский Дом. – 2007. – N 11. – С. 4-5

Скатов, С.В. Чудеса и знамения Смутного времени : к проблеме канонизации Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского / С. В. Скатов // Православный Христианинъ. — 2005. — № 9. — C. 5-9

Таракановский, Г. « С превеликою трудностию прибыл…»: [ история транспортировки памятника К. Минину и Д. Пожарскому из Петербурга в Москву] /Г. Таракановский // Нева. – 2004. – N 6. – С. 235-240

Чиняков, М. Доблесть русских ополченцев : к 390-летию изгнания из Москвы польских интервентов / М. Чиняков // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. – N 10. – С. 32-35


ИКОНА ПРАЗДНИКА

Ранее в России 4 ноября отмечался в церковном календаре как День Казанской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником.
Коняев Н. Икона праздника / Н. Коняев // День литературы. — 2006. — №11. — C. 1,8.

Максимов В.И. Спасители Отечества / В. И. Максимов // Русский Дом. — 2006. — №11. — C. 2-3.

Шапошников, И. Святейший Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси / И. Шапошников, Я. Шипов // Православный Христианинъ. — 2005. — № 2. — C. 22-25