Вечер – портрет «Михаил Булгаков – мастер мистического слова» (к 130-летию со дня рождения М.А.Булгакова)

      Комментарии к записи Вечер – портрет «Михаил Булгаков – мастер мистического слова» (к 130-летию со дня рождения М.А.Булгакова) отключены

Уважаемые читатели библиотеки имени А.М.Листопадова! Я приглашаю Вас провести с нами вечер — портрет, посвященный 130-летию великого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова.

Михаил Афанасьевич Булгаков до сих пор является современным и актуальным писателем. В репертуары знаменитых театров включены его пьесы, экранизированы многие его произведения («Бег», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и др.)

М.А. Булгаков

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». Так произошло и с книгами самого Булгакова. Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

Немногие знают, что всеми любимый фильм «Иван Васильевич меняет профессию» поставлен по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

15 (3) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова родился сын Михаил, старший из семерых детей Булгаковых.

Михаил Булгаков с сестрой Верой

Ни родословная, ни детские и юношеские годы самостоятельной жизни не предвещали Михаилу такого будущего. Семья Булгаковых – обычная провинциальная интеллигентная семья, навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником ёлки и домашними спектаклями. «Семья Булгаковых – большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная», – вспоминает жена младшего брата Михаила Булгакова. Эта атмосфера найдёт потом отражение в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбиных».

Отец писателя, Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

Мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская, происходила из семьи протоирея Казанской соборной церкви города Карачаево Орловской губернии. На эту энергичную и добрую женщину выпала основная забота по воспитанию детей. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам.
 

Родители М.А. Булгакова

Отцовского жалованья хватало для безбедного существования. Но в 1907 году семью постигло несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, не дожив даже до 50 лет, умер Афанасий Иванович. Близким после его смерти осталась пенсия, не меньшая, чем прежнее жалованье на двух службах.
Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумела дать сыну образование. До осени 1900 года Михаил учится дома, затем поступает в первый класс Александровской гимназии, где учились дети русской интеллигенции и были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявляет свои разнообразные способности: пишет стихи, рисует карикатуры, играет на рояле, поёт, сочиняет устные рассказы и прекрасно их рассказывает.
После окончания гимназии в 1909 году не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Императорского университета святого Владимира, где учится почти семь лет (университетский устав разрешал повторять программу того или иного курса).
В 1913 году будущий врач, студент университета, Михаил Булгаков, женится на Татьяне Николаевне Лаппа, дочери управляющего Саратовской казенной палатой.
 

Татьяна Николаевна Лаппа

Любовь Булгакова к Татьяне Николаевне изобиловала драматическими моментами. Родители обоих были против этой связи. Однако молодые решили пожениться, и родители смирились с этим.

С началом первой мировой войны Михаил Булгаков вместе с женой работает в госпитале, затем уходит добровольцем на фронт, работает в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов.

В 1916 году заканчивает университет, получает диплом с отличием и отправляется в Смоленскую губернию земским врачом. Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах “Записок юного врача”, напоминающих чеховскую прозу. Гражданская война застала Булгакова в Киеве. В это время он пытается заниматься частной практикой. Менее всего хочет быть вовлечён в политику. Но идёт 1918 год. Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов. Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ. В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.
 

М.А.Булгаков

Из-за тифа Булгаков остаётся во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голода, пошёл сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. В мае 1921 года успешная постановка «Сыновей муллы» дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Тифлисе, а потом и в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать, но он остался в России. Булгаков принял решение поселиться в Москве. В Москву он прибыл в сентябре 1921 года после короткой остановки в Киеве. Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Отныне он лишь на короткое время выезжал из Москвы на Кавказ, в Крым, в Ленинград, в Киев. Период странствий, перемены мест закончился.

Опыт недавних бурных лет Булгаков воплотил во многих своих произведениях, не только в ряде рассказов «Белой гвардии», «Днях Турбиных», «Беге», но и в вершинном своем романе «Мастер и Маргарита».
Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем настали тяжелые месяцы безработицы. Писатель пытался сотрудничать в частных газетах, как грибы возникавших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших. Поступил он даже в труппу бродячих актеров. Но по мере становления новой экономической политики жить становилось легче. С весны 1922 года он стал регулярно печататься в «Гудке», «Красной газете», «Смехаче» и других московских и ленинградских газетах и журналах.

В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его очерки и фельетоны регулярно публикуются в прессе. К октябрю 1924 года были уже закончены и «Записки на манжетах», и «Дьяволиада», и «Роковые яйца». Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо М. А. Булгаков знал бюрократический быт Советской страны. В повести «Роковые яйца» автор говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит он и в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной Булгаков не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений.

КИНОРИУМ «Бессмертные киногерои произведений М.Булгакова» «Собачье сердце»

Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из известного кинофильма «Собачье сердце», созданного по одноименному произведению Михаила Булгакова.

В 1925 году Булгакову удаётся опубликовать в московском журнале «Россия» две части из трех своего романа «Белая гвардия», где писатель вновь обращается к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. После публикации романа к Булгакову обратился Художественный театр с просьбой написать пьесу по мотивам «Белой гвардии». Так родились «Дни Турбиных», поставленные в 1926 году и сделавшие имя автора знаменитым. Затем в будущем Вахтанговском театре была поставлена «Зойкина квартира». Но ярких спектаклей Главрепетком терпеть не мог. И обе пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актёры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.
В апреле 1924 года Булгаков разошелся с Татьяной Николаевной Лаппа. Она не имела каких-либо особых талантов или знакомств в литературно-театральных кругах, поэтому, как только Булгаков почувствовал себя писателем, он оставил ее, женившись на более интересной, с точки зрения круга литературных знакомств, Любови Евгеньевне Белозерской.

Любовь Евгеньевна Белозерская

Любовь Евгеньевна происходила из старинной аристократической семьи, была дворянского происхождения, окончила гимназию и балетную школу. Молодожены сменили три или четыре адреса в пределах Москвы, пока не сняли на Большой Пироговой дом 35А, отдельную трехкомнатную квартиру. Если рассуждать объективно, то на брак с Любовью Евгеньевной Белозерской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя. Он прогремел как автор «Дней Турбиных», на которые во МХАТ ломилась вся Россия. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.
Влечение к театру, впечатления от работы с актёрами лягут в основу «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом своё время.
Эта тема станет основной в «Мастере и Маргарите» – последнем романе М. А. Булгакова, который он начал писать в 1928 году и работал над ним 12 лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти.

КИНОРИУМ «Бессмертные киногерои произведений М.Булгакова» «Мастер и Маргарита»

Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из кинофильма «Мастер и Маргарита»

В тридцатые годы не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой строки. Но он продолжает писать пьесы, сохраняя интерес к сатирической фантастике: «Адам и Ева» (1931), «Иван Васильевич» (1935 – 1936). К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесён к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству.

18 апреля 1930 года, на другой день после похорон покончившего с собой Маяковского (эти похороны поразили своей многолюдностью и, вероятно, в какой-то степени озадачили Сталина возможностью трагического исхода литературных судеб писателей), Сталин позвонил Булгакову.

Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего. «Дни Турбиных» были возобновлены только в 1932 году. Больше ни одна пьеса не пошла на сцене при его жизни. Ни одной строки своей он не увидел более в печати. Алексей Толстой как-то сказал Булгакову в шутку, что писатель для достижения литературной славы должен жениться трижды. Эти слова оказались пророческими: в феврале 1929 года Булгаков познакомился с подругой Белозерской – Еленой Сергеевной Шиловской, с которой у него завязался роман. В октябре 1932 года она стала третьей женой писателя.

 

Елена Сергеевна Шиловская

С осени 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937 года он долго размышлял над новым письмом Сталину, но в атмосфере все усиливавшегося террора так и не решился написать его.

В сентябре 1938 года руководство МХАТа просит Булгакова написать пьесу о Сталине. Грядет юбилейный год в жизни вождя, на что театр не может не откликнуться. Булгаков дал согласие. Первоначально пьеса называлась «Пастырь», затем «Батум». Завершена была в июле 1939 года. 27 июля Булгаков прочел пьесу партийной группе МХАТа. Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчеты с самим собой – все это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.
С середины 1939 года врачи уже считали положение Булгакова безнадежным. Несмотря на это, писатель продолжал работать над романом «Мастер и Маргарита».
Третья жена писателя, Елена Сергеевна, послужила главным прототипом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». В эпилоге романа появились знаменательные слова: «Он не заслужил света, он заслужил покой». В. Лакшин отмечал, что «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда. Булгаков скончался 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут, как записала в своем дневнике Елена Сергеевна.

Похоронили Михаила Афанасьевича Булгакова на Новодевичьем кладбище. Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.

М.А. Булгаков


Виртуальная экскурсия по музею М.А. Булгакова в Москве

Я предлагаю вам побывать в музее Михаила Булгакова в Москве.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом остается загадкой. Всю свою жизнь М.А. Булгаков вынужден был сражаться за публикацию своих произведений, за постановку своих пьес. Огромную роль в издательской активности произведений писателя сыграла его третья супруга – Елена Сергеевна Шиловская, по сути посвятившая свою жизнь борьбе за то, чтобы произведения Булгакова были опубликованы и поставлены на сцене. И ей многое удалось сделать: она при своей жизни (до 1970 г.) успела опубликовать и «Мастера и Маргариту», и «Собачье сердце» (правда, только за рубежом), «Театральный роман», «Бег», «Дни Турбиных», многие рассказы и пьесы.

Благодаря этому, мы с вами можем соприкоснуться с наследием Михаила Булгакова.


Анна Ахматова
Памяти  Михаила Булгакова

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Все потерявшей, всех забывшей, —

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

Виртуальная книжная выставка «Писатель на все времена»

Мероприятие подготовила Л.А. Акопян