Нон-стоп: «Я-то живу, ничего не тая»

      Комментарии к записи Нон-стоп: «Я-то живу, ничего не тая» отключены

к 110-летию со дня рождения Вероники Тушновой

Сегодня мы будем говорить  о женщине наделенной даром  Высокой Поэзии. О женщине, которую можно смело ставить в один ряд с Цветаевой и Ахматовой, потому что ее стихи, как и их, будут всегда. И еще потому, что почти каждое стихотворение этой женщины мгновенно западает в сердце и остается там. Это Вероника Тушнова…

Её стихи, а чаще песни, известны многим. Каждый может почувствовать в строчках Тушновой свою «вьюгу»,

свои счастливые и горькие минуты и только свое, но такое общее, понятное для всех, тревожное ощущение неумолимого бега времени и с упрямой, немного странной, обманчивой и наивной верой в счастье. 

И грустный парадокс заключается в том, что очень многие стихи Вероники Тушновой стали песнями – любимыми, сверхпопулярными. Но знают, к сожалению, не автора слов, а только тех, кто их исполняет.

Вероника Михайловна была необыкновенно красива.  Ее красоту  сравнивают с  трагической красотой французских актрис.

Невысокого роста, но прекрасного телосложения. Тяжелые, густые, черные волосы, выпуклый высокий лоб, под мягко наплывающими веками – большие, печальные темно-карие глаза… Эта красавица, поэтесса, с чьими стихами под подушкой засыпало целое поколение девчонок, – сама переживала трагедию – счастье чувства, озарившего своим светом ее последние годы.

 Сборники стихов Тушновой не лежали на прилавках книжных магазинов и не стояли на библиотечных полках. Девчонки зачитывались ими, переписывали в тетрадки. А это — безошибочный признак истинной поэзии — когда стихи вызывают желание их присвоить, сделать частью своей жизни, когда жалеешь, что не ты это сказал. Но критика не жаловала поэта — считалось, что щемящая откровенность чувств не совсем созвучны времени.

«Поэзия — не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились…» — считала Вероника Тушнова. Отсюда — светлая и чистая интонация ее лирики и глубокое понимание эмоциональной вселенной человека. Вот почему спустя десятилетия её стихи отзываются в сердцах читателей светлой грустью, надеждой и верой в счастье. Легко и неслышно писала она свои строки:

Вероника Михайловна Тушнова родилась 27 марта 1915 года    в Казани в семье профессора   Казанского Университета Михаила Тушнова и его жены, Александры,  выпускницы  женских Бестужевских Курсов в Москве. Профессор Тушнов был на несколько лет старше своей избранницы и в семье все подчинялось его желаниям и воле, вплоть до подачи на стол обеда или ужина. Дом на Большой Казанской улице, в котором жили  Тушновы, располагался на взгорье. Вверху, над всем пейзажем, господствовал Кремль. Внизу, под горой, протекала река Казанка, а вблизи   и за ней раскинулись домики пригорода.

Вероника с детства увлеклась живописью и поэзией. У нее с малых лет сформировалось восторженное отношение к природе. Она любила бегать босиком по росе, лежать в траве на косогоре, усыпанном ромашками, следить за спешащими куда-то облаками и ловить в ладони лучики солнца.

Вероника, черноглазая, задумчивая девочка, писала стихи с детства, но прятала их от отца, боясь, что он не одобрит ее увлечения.

Большим событием в жизни казанской молодежи были приезды В.Маяковского и С.Есенина. Так два больших поэта стали близки В.Тушновой с юношеских лет и оказали   немалое влияние на ее поэзию.

Согласно   непререкаемому «желанию» отца, сразу после окончания школы, Вероника  поступила в Ленинградский медицинский институт (семья профессора к тому времени обосновалась там).  Вероника Михайловна проучилась на факультете терапии четыре года, но больше не смогла истязать свою душу: ее всерьез увлекли занятия живописью, да и поэтическое вдохновение не покидало. В начале лета 1941 года Тушнова поступает в Московский Литературный институт имени М.Горького. Ее желание — профессионально и всерьез заниматься поэзией. Но учиться не пришлось. Началась война.

Отец Вероники Михайловны к тому времени скончался. Осталась больная мать и маленькая дочь Наташа.

Используя свои медицинские познания Тушнова почти все годы войны проработала в госпиталях врачом, — их   не хватало катастрофически! — выхаживала раненых.

Работа тяжелая, часто и неблагодарная, не оставляющая, казалось бы, времени для «возни» с капризными рядами поэтических строчек: но Тушнова во время ночных дежурств умудрялась, при свете затененных ламп, прислушиваясь к сонному дыханию и стонам больных, все время писать что-то в тетради. Ее так и звали ласково: «доктор с тетрадкой». В госпитале она  слыла главной утешительницей. Могла вдохнуть жизнь даже в безнадежных больных… Вероника просто жила человеческой судьбой.

В 1945 году вышла из печати ее книга, которую она так и назвала: «Первая книга».  Это был сравнительно поздний дебют — Веронике Михайловне было уже 29 лет.

Вероятно, в год победы и всеобщего ликования надо было писать что-то парадное, фанфарное… Но Тушнова не умела этого делать никогда. Ей сразу и всегда была присуща своя нота чистой пронзительной грусти.

Сквозная тема в стихах Вероники Тушновой – любовь, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Личная боль и страдания автора переплетаются с трагедией всей страны. В ее произведениях   предстаёт вся сложность душевного мира современной женщины, тревоги её любви, теплота человеческих отношений. Её стихи просты – до гениальности – по содержанию. И именно в этом выражается её талант. Она понятна и близка каждому человеку, потому что говорит на каком-то универсальном, интуитивно понятном языке.

У Вероники было большое доброе сердце. Эта красивая, черноволосая женщина с печальными глазами  и мягким характером, была готова мчаться на помощь по первому зову в любое время дня и ночи, она обожала   дарить подарки  не только близким, (Двоюродная сестра Ирина, живущая в Куйбышеве, не успевала получать из Москвы посылки, то с босоножками, то с перчатками, то с книгами!) но и просто друзьям, она  заражала всех смехом, весельем и подлинной любовью к жизни. «Она из всего создавала счастье», — говорила её близкая подруга. Марк Соболь вспоминал, что все писатели были «чуть ли не поголовно влюблены в Веронику» и добавлял: «Она была удивительным другом». Ее поэтический голос набирал силу и высоту. Выпущенная в 1958 году книга «Память сердца» была уже чисто лирической.

Семейная, личная жизнь Вероники Тушновой — это еще одна загадка для ценителей ее творчества, для литературоведов. Но по отрывочным воспоминаниям  можно лишь догадываться, что в личной жизни Вероника   не была счастлива, может, поэтому нотки грусти пронзают все ее стихи, которые  порой  напоминают дневниковые записи.

Любовь пришла к ней тогда, когда она уже ее и не ждала — последняя, поздняя. Она горько и безнадежно полюбила поэта и писателя Александра Яшина, ему посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в   последний сборник «Сто часов счастья». Горько и безнадежно — потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Они сблизились в тяжелый для него период, в дни оголтелой травли, обрушившейся на писателя после публикации полемического рассказа «Рычаги» (1956 г.).  И Вероника привычно рванулась помогать: отогревать, поддерживать, согревать его «пасмурную душу», возвращать к жизни. О любви вначале они и не думали.

Она называла свое чувство «бурей, с которой никак не справлюсь» и доверяла малейшие его оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам.

Они встречались тайно, в других городах, в гостиницах, ездили в лес, бродили целыми днями, ночевали в охотничьих домиках. А когда возвращались на электричке в Москву, Яшин просил Веронику выходить за две-три остановки, чтобы их не видели вместе.

  Сохранить отношения в тайне не получилось. Друзья осуждали обоих, Тушновой в спину шипели «разлучница», в семье Яшина происходила самая настоящая трагедия. Разрыв был предопределен и неизбежен.

Весной 1965 года Вероника Михайловна тяжело заболела. Диагноз звучал, как приговор — рак. Зная, что  умирает, поэтесса посвятила любимому человеку свои самые пронзительные и исповедальные стихи  — ярчайший образец женской любовной лирики.

О прошедшей жизни не скорблю…

Я люблю тебя,

Люблю,

Люблю,

Потому что все с тобой – полет,

Потому что все с тобой поет,

Сосны,

Рельсы,

провода поют,

потому что мне везде с тобой уют,

Мне с тобой любые дебри – терема,

Без тебя мне вся Вселенная – тюрьма.

Я с тобой весна, земля, трава,

Я с тобой жива,

Жива,

жива!

Кровь во мне смеется и поет,

Только смерть

Полет мой

Оборвет.

Из типографии привезли сигнальный экземпляр «Сто часов счастья». Работали, спешили, знали, что Вероника умирает. И успели. Она бережно держала в руках свою последнюю книгу. Все её стихи отмечены человечностью, естественностью, добротой и силой чувства. Но такой силы, как в этой книге, она не достигала никогда. Здесь такое могущество мужества, прямоты, беспощадности к себе, такое бесстрашие доверия, нежности — в полноту дыхания, в полноту голоса, во весь размах души! Эти стихи сразу стали востребованы. В Москву приезжали люди из других городов специально, чтобы купить эту книгу.

 Умирала Тушнова в тяжелых мучениях. Не только от страшной болезни, но и от тоски по любимому человеку, решившемуся, в конце концов, выпустить горько-грешное счастье из рук.  Поэтессы не стало 7 июля 1965 года. Ей едва исполнилось 50 лет. Остались рукописи в столе: недописанные листки поэмы и нового цикла стихов. Вероника Тушнова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Репортаж-обзор: «Так было, так будет…»

    В ее поэзии любовь возвышает человека над обыденностью, делает его окрыленным.  

 Наверное, именно в этом секрет неувядающей популярности прозрачной, как родник, поэзии Вероники Тушновой, именно поэтому её стихи будут всегда любимы и  поняты   читателями. Тонкий лиризм, трепетное отношение к  природе, доброта и теплота, благодарная любовь ко всему – вот что делает стихи поэтессы легко узнаваемыми и волнующими душу.

Вероника Тушнова осталась навечно сестрой милосердия и любви. Когда вам будет трудно, раскройте книгу ее откровенных стихов, и она вам поможет…

Зав. сектором О.В. Степанцова