Литературное путешествие: «Лес – это не только наше богатство, лес – это наша жизнь!»

      Комментарии к записи Литературное путешествие: «Лес – это не только наше богатство, лес – это наша жизнь!» отключены

(к Международному дню леса )

Международный день лесов возник в 1971 году. Идею праздника предложила Европейская конфедерация сельского хозяйства на 23-й Генеральной Ассамблее. Инициативу поддержала Всемирная Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН – ФАО. Первоначально праздник отмечали в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего – в Северном. 21 декабря 2012 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 67/200, которая провозгласила 21 марта Международным днем лесов.

 Этот день отмечается в ознаменование важности всех типов лесов и с целью повышения осведомленности об их роли. Каждый Международный день лесов проводится с целью оказать поддержку усилиям стран на местном, национальном и международном уровнях по организации мероприятий, связанных с лесами и деревьями, например, кампаниям по посадке деревьев. Основную тему каждого Международного дня лесов выбирает Совместное партнерство по лесам.

Тема Международного дня лесов в 2021 году — «Восстановление лесов: путь к выходу из кризиса и благополучию». Восстановление и устойчивое управление лесами способствуют преодолению кризисов, связанных с изменением климата и биоразнообразием. Оно также обеспечивает производство товаров и услуг в интересах устойчивого развития, содействуя экономической деятельности, которая создает рабочие места и улучшает условия жизни.

Тема этого года вписывается в Десятилетие ООН по восстановлению экосистем (2021-2030 гг.) — призыв к защите и возрождению экосистем во всем мире.

Леса дают кров почти 80% наземного биоразнообразия мира. Леса и лесные массивы заключают в себе более 60 000 видов деревьев.

Около 1,6 миллиарда человек напрямую зависит от лесов как от источника продовольствия, крова, энергетических ресурсов, лекарств и доходов.

Глобальная вырубка лесов продолжается угрожающими темпами по 13 миллионов гектаров леса ежегодно. На долю обезлесения приходится 12–20 процентов от мирового объема выбросов парниковых газов, способствующих глобальному потеплению.

Деградация земель затрагивает почти 2 миллиарда гектаров — площадь, превышающую по размерам территорию Южной Америки.

Этими сухими официальными фразами в наше время пестрят практически все средства массовой информации, заполнены просторы интернета, они звучат везде и повсюду, но, к сожалению, уже перестали восприниматься нами как серьёзное предупреждение о глобальной экологической катастрофе…

Как же достучаться не только до наших мозгов, и, прежде всего, до наших сердец, чтобы мы от высокопарных высказываний по этой проблеме  и вежливого сочувствия к ней  осознанно перешли к реальным делам не только по сохранению лесов, но и к их спасению и восстановлению?!

Думается, что лучшим способом для достижения этой цели послужит обращение к художественным произведениям…

«Муфта участливо взглянул на молодую женщину, стоявшую у дверей магазина. Одной рукой она покачивала пустой молочный бидончик, другой вытирала слезы.

— Извините, пожалуйста, — вежливо обратился к ней Муфта. — У вас что-то случилось?

— В магазинах больше нет молока, — всхлипывая, ответила женщина. — Мой малыш с утра плачет от голода, а молока взять негде.

— Но ведь улица, образно говоря, полна молока! — Моховая Борода указал на молочные цистерны.

— Конечно, — всхлипнула женщина. — Но все это пойдет кошкам. Все окрестное молоко на несколько недель вперед закуплено для кошек, так же как и рыба.» — это эпизод из книги Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода». Рассказывая о приключениях сказочных персонажей – накситраллей, автор касается очень серьёзных проблем, делая это умело и очень интересно.

Речь идёт о том, что трое закадычных друзей случайно оказались в городе, где было невероятное количество котов и кошек, которые вели себя как хозяева жизни, а жители города были вынуждены с этим мириться…

«Друзья утешили молодую женщину и пошли дальше.

— Странный город, — сказал Моховая Борода. — Где это слыхано, чтобы кошки трескали молоко вместо человеческих детей?

По мере того как друзья продвигались вперед, крик становился все громче и страшнее. И вдруг Моховая Борода воскликнул:

— Кошки! Это же кошки кричат!

Муфта и Полботинка прислушались. Теперь и они различали во всеобщем гомоне мяуканье и мурлыканье, звуки, которые на всем белом свете способны производить только кошки…

….Перед накситраллями открылась и в самом деле поразительная картина. Кошки, кошки, кошки. Черные, серые, полосатые, рыжие. Кошки и кошки. Все кошки и кошки. Молоко из цистерн по шлангам текло прямо в тысячи блюдец, а рыбу просто сваливали. …

И под этот шум и визг блюдца опустошались с невероятной быстротой, а горы рыбы исчезали будто по мановению волшебной палочки. Подъезжали все новые и новые машины, и все новые и новые кошки набрасывались на еду…»

Возмутившись таким положением вещей, друзья решили помочь жителям города и отправили всех кошек на один остров, которой находился посреди большого озера. Остров был весь покрыт роскошным лесом, и накситралли решили, что кошкам там будет привольно и сытно, но…

Когда через год накситралли снова оказались в этом городе, то он кишел крысами, которые нападали уже на собак и могли броситься  на людей.

« — «Требуется кошка», — неожиданно пробормотал Полботинка.

– Что? – Моховая Борода и Муфта разом уставились на Полботинка.

– Именно так: «Требуется кошка», – повторил Полботинка, – или, если уж быть точным, требуется много кошек.

Только теперь Моховая Борода и Муфта поняли, что Полботинка читает объявления на афишной тумбе. Заинтересованные, они тоже подошли к объявлениям.

Плакатов, сообщающих о спектаклях, концертах или танцах, на афишной тумбе не было вообще. Сверху донизу она была сплошь заклеена маленькими обрывками бумаги, на каждом из которых было что-то написано.

ТРЕБУЕТСЯ КОШКА. СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ ХОРОШАЯ КОШКА.

КУПЛЮ ХОРОШУЮ КОШКУ ИЛИ СВЕЖИЙ КРЫСИНЫЙ ЯД В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ.

СРОЧНО ВОЗЬМУ КОШКУ НА ПОЛНОЕ ПРОПИТАНИЕ.

МЕНЯЮ ИСПРАВНУЮ ШВЕЙНУЮ МАШИНУ «ЗИНГЕР» НА ЗДОРОВУЮ КОШКУ.

И так далее, и так далее.

Не было смысла читать все эти одинаковые объявления.

Лицо Моховой Бороды вдруг стало очень серьёзным. Он перевёл глаза с афишной тумбы на своих спутников и сказал тихим взволнованным голосом:

– Теперь мне ясно, почему крысы так внезапно покинули развалины замка…»

Осознав свою ошибку, друзья дали себе обещание вернуть кошек в город и поехали за ними на остров.

«Моховая Борода очутился у этого озера впервые и теперь с большим интересом осматривал окрестности, а Муфта и Полботинка всё своё внимание сосредоточили на острове, где непрерывно сновали кошки. Выйдя из машины, Полботинка принялся обдумывать план возвращения кошек. Муфта же, наблюдая за островом, вновь впал в лирическое настроение.

Вообще после избавления от крысиного нашествия Муфта стал как-то мягче и душевнее, и потому друзья не удивились, когда он мечтательно вздохнул и продекламировал:

О, остров! Ты земля моей мечты,

Под небом голубым сияешь ты!

Вокруг тебя тихонько плещут волны,

И на деревьях шелестят листы.

– Просто замечательные стихи, – усмехнулся Полботинка. – Только я что-то не пойму, как могут там

шелестеть листы: на деревьях не осталось ни одного листочка.

– И правда, листьев-то нет! – воскликнул Муфта, приглядываясь к острову. – Придётся переделать стихотворение. А что ещё может шелестеть, если не листья?

– Шелест шелестом, – сказал Полботинка, – но куда же подевались листья? Если я не ошибаюсь, до осени ещё далеко.

– Может, кошки с голоду стали есть листья? – заметил Муфта. Полботинка опять усмехнулся.

– Тогда наверняка скоро пойдёт дождь, – сказал он. – Собаки, бывает, тоже иногда едят траву, и это непременно к дождю.

Пока Муфта и Полботинка обсуждали странное исчезновение листьев, Моховая Борода наклонился к воде и вытащил ветку, которую волны прибили к берегу. Он внимательно осмотрел ветку, и лицо его стало озабоченным.

– Ясно, – сказал он. – Листья… Ну разумеется!

Он грустно умолк, а Муфта и Полботинка с любопытством ждали, как Моховая Борода объяснит это загадочное явление.

– Посмотрите, – сказал Моховая Борода, протягивая друзьям выловленную в озере ветку, – она кишит гусеницами. И именно гусеницы обглодали на деревьях всю листву. Другого объяснения нет. Нарушено равновесие в природе.

– Как это? – не понял Полботинка. – Какое равновесие?

В природе всё взаимосвязано, – продолжал Моховая Борода. – Кошки поселились на острове – и его покинули птицы. Птицы исчезли – и появилось множество гусениц, потому что некому было их уничтожить. А в городе свирепствуют крысы, потому что там нет кошек, которые их уничтожают.

Воцарилось молчание…»

Как же всё просто и понятно! В природе всё взаимосвязано! И стоит земле лишиться лесов, как неминуемо погибнет всё человечество.

Издревле люди поселялись рядом с лесом, потому что в нём было всё, что необходимо для жизни: еда, кров, одежда (шкуры животных) и воздух! Чистый, живительный воздух, наполненный неповторимой свежестью! Наши предки умели грамотно обращаться с лесными богатствами и относились к лесу с  трепетной благодарностью. Из поколения в поколение передавались знания о лесе, приметы, изучались повадки птиц и животных, живущих в лесах, исследовались лекарственные свойства лесных растений…

                Ещё в детских и юношеских записях известного русско-советского писателя Виталия Валентиновича Бианки (1894 – 1959 г.г.) накопился тот материал личных впечатлений и наблюдений, который потом, подкреплённый опытом охотника-натуралиста и знаниями исследователя, как бы вновь ожил в «Лесной газете» — книге о непрерывном круговороте явлений в живой природе. В.Бианки понимал, что жизнь природы тесно переплетается с жизнью людей и зависит от неё. Во многих своих убеждениях Бианки был близок сегодняшнему дню. Он хорошо знал взаимозависимость всего живого на земле, высоко чтил законы природы.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-52.png

Эта книга была написана для того, чтобы научить нас горячо любить родную землю, познакомить с её животными и растениями и с их жизнью.  Вот некоторые эпизоды из произведения.

«Нашим читателям может показаться, что лесные и городские новости, напечатанные в Лесной газете, — старые новости. Это не так. Правда, каждый год бывает весна, но каждый год она новая, и, сколько лет ни живи, не увидишь двух одинаковых весен.

Год, — что колесо с двенадцатью спицами — месяцами: промелькнут все двенадцать спиц, колесо сделает полный оборот — и опять мелькнет первая спица. А колесо уже не там — далеко укатилось.

Опять придет весна — и лес проснется, вылезет из берлоги медведь, вода затопит подвальных жильцов, прилетят птицы. Снова начнутся игры и пляски у птиц, родятся детеныши у зверей. И в Лесной газете читатель найдет все самые свежие лесные новости.

Мы помещаем здесь лесной календарь на каждый год. Он мало похож на обыкновенные календари, но в этом нет ничего удивительного.

Ведь у зверей и птиц все не по-нашему, не по-людски; у них и календарь свой особенный: в лесу все живут по солнцу.

За год солнце делает широкий круг по небу. Каждый месяц оно проходит одно из созвездий, один из знаков Зодиака, как называются эти двенадцать созвездий.

Новый год в лесном календаре не зимой, а весной, — когда солнце вступает в созвездие Овна. Веселые праздники бывают в лесу, когда там встречают солнце; грустные дни, — когда его провожают.

Месяцев в лесном календаре мы насчитали столько же, сколько и в нашем, — двенадцать. Только назвали мы их по-другому — по-лесному.

МЕСЯЦЫ

I — Месяц пробуждения от Спячки (первый месяц весны) — с 21 марта по 20 апреля.

II — Месяц Возвращения Перелетных на Родину (второй месяц весны) — с 21 апреля по 20 мая.

III — Месяц Песен и Плясок (Третий месяц весны) — с 21 мая по 20 июня.

IV — Месяц Гнезд (первый месяц лета) — с 21 июня по 20 июля.

V — Месяц Птенцов (второй месяц лета) — с 21 июля по 20 августа.

VI — Месяц Стай (третий месяц лета) — с 21 августа по 20 сентября.

VII- Месяц Прощания Перелетных с Родиной (первый месяц осени) — с 21 сентября по 20 октября.

VIII- Месяц Полных Кладовых (второй месяц осени) — с 21 октября по 20 ноября.

IХ — Месяц Зимних Гостей (третий месяц осени) — с 21 ноября по 20 декабря.

Х — Месяц Первых Белых Троп (первый месяц зимы) — с 21 декабря по 20 января.

ХI — Месяц Лютого Голода (второй месяц зимы) — с 21 января по 20 февраля.

ХII- Месяц Дотерпи до Весны (третий месяц зимы) — с 21 февраля по 20 марта.»

Затем автор описывает жизнь в лесу в каждый лесной месяц, но с каким добрым, трепетным чувством любви и уважения.

«СОСУНКИ В СНЕГУ

В поле еще снег, а у зайчих уж родятся зайчата.

Зайчата родятся зрячими, в теплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат смирнехонько, — не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то.

Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уже про них и забыла. А зайчатки все лежат. Бегать им нельзя: ястреб заметит или нападет на след лиса.

Вот, наконец, бежит мимо зайчиха. Нет, не мамаша — тетка какая-то чужая. Зайчата к ней: накорми нас! Ну что ж, пожалуйста, кушайте! Накормила — и дальше.

И опять зайчата под кустиками лежат. А мамаша их где-то чужих зайчат кормит.

Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Где бы ни повстречала зайчиха зайчат, она их накормит. Все равно, свои они ей или чужие.

Думаете, плохо зайчатам беспризорниками жить? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется, — потом несколько дней сыт.

А на восьмой-девятый день зайчата начнут травку зубрить.»

В своих произведениях русский писатель Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870 г.г.) в простой и очень понятной форме рассказывал детям о жизни лесных жителей, показывая, что они – лесные жители —   являются частью нашей жизни, что они, «братья наши меньшие», несмотря на всю свою «самостоятельность» существования, нуждаются в нашей помощи и заботе, и в то же время, у них есть чему поучиться.

—   Некогда  мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.»

Рассказывая о лесе произведения Михаила Михайловича Пришвина (1873 – 1954) учат бережному отношению к окружающему миру и умению открыть свое сердце чуду.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниёт дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая.

Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернёшься, может здорово хватить тебя по голове.

Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.

Так пришли мы к поляне с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла.

Голые птенцы, покрытые пёрышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щёчками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье; мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж.

                Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.»

Люди, которые знакомы с произведениями этих авторов, вряд ли смогут  оставаться равнодушными к нашему величайшему богатству – ЛЕСУ, и уж, наверняка, задумаются о том, что лично могут сделать для его сохранения.

Ведь так хочется, чтобы восторженное чувство  радости  от простой прогулки могли испытать и наши потомки!!!

Библиотекарь О.И. Шелдяева