Час библиомагии: «Неизвестный Яков Вилимович Брюс»

      Комментарии к записи Час библиомагии: «Неизвестный Яков Вилимович Брюс» отключены

Издревле СЛОВО считается священным понятием,  а книга – сакральным предметом.  Поэтому библиотека – это поистине сокровищница эпох и цивилизаций.  Многие книги, хранящиеся в библиотеках, сами являются неизведанными  тайнами  и неразгаданными загадками.   И, хотя в  основу их написания легли реальные события  и действительно научные открытия, они  по праву считаются магическими.  Сегодня хотелось бы поговорить об одной из таких книг и её создателе

Первый в истории Российского государства календарь, получивший в народе название «Брюсов календарь» , был издан Московской гражданской типографией, которая по велению Петра I в 1706 году была передана в ведение Якова Брюса.

 На самом деле составителем календаря был В. А. Киприанов, незаурядная личность, житель московской ремесленной слободы Кадаши, торговец, поставлявший в Оружейную палату свечной товар.  Киприанов в то же время увлекался математикой, изучил навигацию, владел иностранными языками, освоил искусство гравирования, интересовался астрологией. Он составлял карты и учебные пособия, написал сочинение «Планетик», посвятив его царю Петру и царевичу Алексею. Как считают исследователи, «Планетик» и подал Петру идею выпустить общедоступный календарь. Источниками для календаря стали древнерусские отреченные книги — громовники, колядники и другие — и западноевропейская астрология. По гадательным таблицам календаря можно было получить предсказание на любой день любого года, что обеспечило календарю большую популярность не только в XVIII столетии, но и в XIX.

Яков Вилимович Брюс только курировал составление и издание календаря. Но он написал много научных трудов и самую загадочную книгу, которая была утрачена после смерти Я.Брюса и является, поистине, самой загадочной и таинственной книгой даже в настоящее время. 

«Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: «Философия мистика на немецком языке», «Небо новое на русском языке» — так обозначено в описи. Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная же молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни. А после того, как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему — могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.»  (ЯКОВ БРЮС. РЕАЛЬНОСТЬ И ЛЕГЕНДЫ. Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань).

Кто же такой, на самом деле, Яков Брюс?

Когда юный царь Петр начал собирать потешное войско, под его знамена встали два недоросля, братья Роман и Яков Брюсы. Их дед Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII века оставил родину, охваченную огнем Великой английской революции, и отправился искать счастья в далекую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, возглавлял псковский полк и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вилим дослужился до полковника и погиб под Азовом.

Яков Вилимович Брюс был на два с лишним года старше царя Петра. И в то время, когда Петр с юношеским азартом предавался под Москвой «марсовым потехам», Яков уже вполне познал тяготы и смертельные опасности настоящего ратного дела. Он участвовал в двух крымских походах, организованных фаворитом Софьи В. В. Голицыным. Москва, в которую вернулся Брюс, затаилась в предгрозовом ожидании: борьба за царскую корону между Софьей и подросшим Петром достигла кульминации. Неожиданно Петр уехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, собирая вокруг себя всех сторонников. Исполнительный Брюс вместе с потешными прибыл в лавру, и с этого момента его судьба оказалась тесно связанной с судьбой русского царя.

Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам. Брюс привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии, которую намеревался отпечатать за границей.

А вот что говорит о Якове Брюсе Александр Филимон в своей книге:

Его жизнь мало известна широкому кругу читателей. К сожалению, он надолго оказался вычеркнутым из российской истории. Хотя нельзя сказать, что о Брюсе ничего не было известно совсем.

В первых изданиях о Петре Великом, вышедших в России в 1770–1780-е годы, Брюс постоянно присутствует в качестве одного из сподвижников царя-преобразователя. Это касается и книги историка М. М. Щербатова «Журнал или поденная записка, Блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира», и «Разсказов Нартова о Петре Великом».

В рассказах Нартова есть интересная история, особо характеризующая Якова Брюса как ученого-скептика: «Генералъ-Фельдцейгмейстеръ графъ Брюсъ мужъ былъ ученый, упражнялся въ высокихъ наукахъ и чрезъестественному не верилъ. Его величество, любопытствуя о разныхъ въ природе вещахъ, часто говаривалъ съ нимъ о физическихъ и метафизическихъ явленияхъ. Между прочимъ былъ разговоръ о святыхъ мощахъ, которыя онъ отвергалъ. Государь, желая доказать ему нетление чрезъ Божескую благодать, взялъ съ собою Брюса въ Москву и въ проездъ чрезъ Новгородъ зашелъ съ нимъ въ соборную Софийскую церковь, въ которой находятся разныя мощи, и показывая оныя Брюсу, спрашивалъ о причине нетления ихъ. Но какъ Брюсъ относилъ сіе къ климату, къ свойству земли, въ которой прежде погребены были, къ бальзамированию телесъ и къ воздержной жизни и сухоядению или пощению, то Петръ Великий, приступи наконецъ къ мощамъ святаго Никиты, архіепископа Новгородскаго, открылъ ихъ, поднялъ ихъ изъ раки, посадилъ, развелъ руки и, паки сложивъ ихъ, положилъ потомъ спросилъ: „Что скажешь теперь, Яковъ Даниловичъ? Отъ чего сіе происходить, что сгибы костей такъ движутся, яко бы у живого, и не разрушаются, и что видь лица его, аки бы недавно скончавшагося?“ Графъ Брюсъ, увидя чудо сіе, весьма дивился и въ изумлении отвечалъ: „Не знаю сего, а ведаю то, что Богъ всемогущъ и премудръ“. На сіе государь сказалъ ему: „Сему-то верю и я и вижу, что свесткия науки далеко еще отстаютъ отъ таинственнаго познания величества Творца, котораго молю, да вразумить меня по духу. Телесное, Яковъ Давиловичъ, такъ привязано къ плотскому, что трудно изъ сего выдраться“».

Из цитаты просматривается Брюс — ученый, скептик, недоверчиво относящийся к чудесам.

А вот в известном четырехтомном издании Я. Штелина «Анекдоты о Петре Великом», вышедшем в те же 1780-е годы, о Брюсе не упоминается вовсе.

В начале XIX века в России начинают издаваться труды историков и исследователей в разных научных дисциплинах.

В 1821 году выходит первая часть исследования Д. Н. Бантыш-Каменского «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Государя Императора Петра Великого». Здесь впервые была представлена статья о Брюсе, правда, не столько о полководце, сколько о государственном деятеле, принимавшем активное участие в петровских преобразованиях.

В 1820-е годы Я. В. Брюс попадает в число литературных героев. В своих произведениях великий русский поэт А. С. Пушкин характеризует его по-разному: в «Полтаве» (1828) Брюс — один из активных участников Полтавской битвы, а в повести «Арап Петра Великого» (1827) Яков Вилимович представлен как ученый и как человек, «которого в народе называли русским Фаустом».

В 1840 году выходит в свет новая работа Д. Н. Бантыш-Каменского «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов», где вновь в первом томе представлена статья о генерал-фельдмаршале Я. В. Брюсе.

В 1840 году И. И. Лажечников пишет роман «Колдун на Сухаревой башне», где Яков Вилимович предстает как человек, который звезды на небе переставлять умеет, вершит судьбами людей на земле и постоянно использует тайные знания.

В 1849 году в Санкт-Петербургской типографии Карла Крайя издаются сочинения драматурга Н. И. Хмельницкого (1788–1845), где во втором томе публикуется не издававшаяся при жизни автора пьеса-комедия «Русский Фауст, или Брюсов кабинет». В пьесе через народные предания, фольклор и забавные ситуации, в которых участвуют главные герои, высмеиваются суеверные представления о загадочности личности графа Брюса и нелепости всех мистических рассказов о нем.

В 1854 году, побывав в усадьбе Я. В. Брюса в Глинках, известный историк И. Е. Забелин публикует статью «О судьбах Брюсовского дома», где высказывает обеспокоенность тем; что незаслуженно забыто имя одного из ближайших сподвижников Петра Великого и в запустении находится его усадьба. А еще через пять лет выходит большой труд Забелина «Летописи русской литературы и древности». В первом томе он представляет статью «Библиотека и кабинет графа Я. В. Брюса». Статья сопровождается небольшим представлением Якова Вилимовича в качестве сподвижника Петра I с обязательным добавлением народных легенд и преданий, которые «до сих пор еще ходят… и в самой Москве, а особенно в околотке его подмосковном». В статье приведена часть реестра с перечнем библиотеки из кабинета Я. В. Брюса. Полный список научного кабинета Я. В. Брюса появился только в 1889 году в пятом томе «Материалов для истории Императорской Академии наук».

В те же 1850-е годы выходит ряд статей о Петре и его сподвижниках, а затем и многотомное издание «Истории царствования Петра Великого» Н. Г. Устрялова, где приводится большое количество документов, связанных с Петром и Я. В. Брюсом. На тот период времени это была наиболее полная история Петровской эпохи, где Брюсу уделялось немаловажное место как одному из ближайших сподвижников Петра. В 1862 году печатается труд П. П. Пекарского «Наука и литература в России при Петре Великом». Рассказывая о календарях, издававшихся в России в начале XVIII века, автор представляет Брюса, добавляя при этом, что, живя в детстве в отдаленной провинции, слышал много рассказов о нем мистического характера (Пекарский родился в 1827 году). Однако, приводя документы и письма Брюса Петру, Пекарский дает ему характеристику как человеку ученому, занимавшемуся переводческой и издательской деятельностью, непосредственно участвовавшему в петровских преобразованиях и военных событиях. Особенно впечатляют автора астрономические опыты Брюса. В том же 1862 году появляется статья преподавателя Московского университета профессора И. М. Снегирева «Сухарева башня», где он, приводя народные предания, рассказывает о черных отреченных книгах, которые были положены в Сухареву башню чернокнижником. Под этим чернокнижником понимается Я. В. Брюс. Вспоминаются легенды о том, как Брюс занимался предсказаниями в оборудованной им обсерватории на Сухаревой башне.»

Очень интересно представлен Яков Брюс в книге Игоря Соврасова «Умножители времени»

Роман «замешан» на пяти литературных жанрах: в главный, историко-приключенческий, вплетены и мистический, и лирико-любовный, и философско-интеллектуальный сюр. Одна сюжетная линия связана с именем «птенца гнезда Петрова» Якова Вилимовича Брюса. Граф, фельдмаршал, сенатор, «отец русской артиллерии», но ещё и колдун-чернокнижник, алхимик. Вторая линия связана с приключением наших современников. Это член некоего закрытого клуба Глеб Сергеевич Всеволожский и… две дочери Якова Вилимовича Брюса. Что их связывает? Как они оказались в одном времени? Роман окажется интересен как ценителям фантастики, так и любителям истории.

Воронин В. «Черная книга Брюса. Трилогия»

Из новой книги В. Воронина вы узнаете, где же проросли корни Древней Гипербореи, тайну основания Санкт-Петербурга, а также, что послужило оберегом и надежной основой для укрепления Российской империи на берегах Балтики. Пройдете по подземельям Кремля, Балаклавским окрестностям и главным святыням Руси. Текст удивляет насыщенностью исторических фактов, временных пластов и динамичностью сюжета, будет интересен как детям, так и взрослым, а при условии внимательного чтения — постигая смысл каждого символа и усваивая каждое предложение — откроет понимание бесконечности, бессмертности и важности каждого из нас.

Магические книги Брюса

Астрологический календарь

В данном календаре дана краткая информация по основам астрологического прогнозирования на год и каждый день с использованием методики Я. Брюса и других древних астрологов, предназначена для обобщенного ежедневного прогнозирования.

Календарь-справочник может быть использован как астрологами, так и заинтересованными читателями

Юности честное зерцало

4 (15) февраля 1717 г. по указу Петра I была напечатана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII в.В создании учебного пособия принимал активное участие и курировал его издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.

В 1-й части книги были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, религиозные наставления. Эта азбука являлась одним из первых пособий по обучению новому, гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр вместо церковно-славянского их обозначения.

Вторую часть книги составляли правила поведения для юношей и девушек дворянского сословия. Они требовали от молодого дворянина гордиться не знатностью рода, а конкретными делами на пользу отечества; он был обязан беспрекословно подчиняться старшим («В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. …Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. …У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят»), «быть в книгах научен», знать иностранные языки, уметь фехтовать, танцевать, ездить верхом, вести себя в светском обществе. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость.

Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Помимо всего прочего, оговаривались правила поведения с прислугой: «Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал или как пёс огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин: для того не надобно им того попущать. …К оным, которые исправно служат, должно быть склонну и верну, и в делах их спомогать, защищать и их любить, пред другими повышать и договорную мзду исправно в прямый срок платить…».

Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости («От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам»), и придерживающегося европейских светских манер («Имеет прямый (сущий) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и учтив. Ибо гордость мало добра содевает (приносит), и кто сих трёх добродетей не имеет, оный не может превзойти, и ниже между другими просиять, яко светило в тёмном месте или каморе»).

Книга была выпущена в «карманном» формате, что предполагало её постоянное ношение. «Юности честное зерцало…» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. В 1717 г. книга была выпущена ещё дважды, в 1719 г. вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX в.

План Москвы Якова Брюса и Астрологическая Карта

Брюс создал зодиакальный радиально-кольцевой план застройки Москвы. Он предложил провести от Кремля 12 лучей или 12 главных улиц. Этот план был им предложен после очередного разрушительного московского пожара. Петр I одобрил этот план и поручил Брюсу его реализацию. Москва, согласно плану Брюса, была разделена на 12 секторов, каждый из которых соответствовал одному знаку зодиака.

Астрологической картой Якова Брюса руководствовался Сталин при проектировании Московского метро. Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной Брюсом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую», никак не удается построить.

Двенадцать станций Кольцевой линии метрополитена попадают в точности в 12 зодиакальных секторов города.

А теперь предлагаем Вашему вниманию просмотр отрывка документального фильма

Библиотекарь Шелдяева О.И.