Урок доброты: «Цените людей, а не оценивайте их»

      Комментарии к записи Урок доброты: «Цените людей, а не оценивайте их» отключены

(к Международному дню  толерантности)

Здравствуйте! Наш разговор сегодня пойдет о таком понятии, как толерантность.

Информ-досье: «Изучаем Международные праздники»

Каждый год, начиная с 1996 года, 16 ноября весь мир отмечает международный день толерантности.

Что же такое толерантность? Многим из вас это слово, скорее всего, покажется непонятным. И, конечно, проще всего было бы заглянуть в толковый словарь или в интернет, в Википедию, и узнать значение этого слова: Толера́нтность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность – это милосердие, забота

Толерантность – это доброта души

Толерантность — это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение.

Мы все живем в обществе, вокруг нас — разные люди, и нам приходится вступать с ними в определенные взаимоотношения: с кем-то мы вместе живём под одной крышей, с кем-то учимся вместе, работаем, кого-то видим во дворе, по соседству, кого-то видим на экранах телевизора, кого-то в социальных сетях.

Каждый человек стремится в этом мире установить контакты с другими людьми.

Без этих контактов невозможно существование и развитие человека. Устанавливать нормальные контакты помогает толерантность.

Посмотрите друг на друга, все мы разные. У нас разная внешность (кто-то худой, кто-то полный, кто-то светлый, кто- то темный, разный разрез глаз …) Вы все живете в разных семьях, у всех разное воспитание (кто-то больше внимания уделяет физическому развитию, кто-то книгам, кто-то музыке и т.д), поэтому даже и традиции в каждой семье свои. Мы можем быть разной национальности (русские, белорусы, татары, украинцы …), у каждого народа тоже свои особенности. Но мы живем все вместе. И поэтому мы должны быть друг к другу толерантными.

Сейчас я хотела бы вам напомнить сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» :

«Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою».

— За что птицы на птичьем дворе обижали несчастного утенка?

Ответ очевиден: Он был другой, не похож на них.

Как и любой из нас в детстве, когда тебя не принимали в компанию, мы переживали и задавали себе вопрос – почему? Так и утенок переживал свое изгнание. Эта история закончилась замечательно: из «гадкого» утенка вырос прекрасный лебедь.

Какой же вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?

Если кто-то не такой, как ты, не надо его «клевать», обижать и унижать.

Хочу познакомить вас с еще одним рассказом, который, на мой взгляд, имеет прямое отношение к теме нашего разговора. Это рассказ современной российской писательницы Людмилы Улицкой. Она в основном пишет взрослые романы и рассказы, но этот рассказ, я думаю, будет интересен любому возрасту. Действие его переносит нас в послевоенное время, первые годы после Великой отечественной войны.

Война была страшной, она унесла миллионы жизней, были разрушены города, села, заводы… Все нужно было восстанавливать. Даже после войны людям ещё долго жилось трудно, плохо было с питанием, одеждой. Именно об этом времени пишет Улицкая в своем рассказе «Бумажная победа». Он небольшой по объему, звучит приблизительно 6-7 минут, послушайте его и подумайте…

Улицкая Л. Е. «Бумажная победа»:

Мы с вами вспомнили некоторые произведения разных авторов и в заключении нашего разговора подводим итоги:

Не надо судить о человеке поверхностно: по внешнему виду, по его непохожести на других и тому подобное. Нужно попытаться понять человека. Найти в нем что-то хорошее, в каждом человеке можно найти какие-то качества, а, может быть, и таланты, за которые его можно уважать.

Если люди будут с уважением относиться друг к другу, тогда между ними не будет непонимания и вражды. Толерантность — это путь к миру и дружбе и, наверное, самое главное, человек, который умеет творить добро: обретает, такое неуловимое и желанное, счастье.

Токмакова И. П. «СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ»:

Библиотека – пространство толерантности

Библиотека всегда является пространством толерантности, начиная от вариативности выбора книг и заканчивая читателями, которые являются представителями разных национальностей, разных возрастов и обладателями разных возможностей.

«Где процветают библиотеки, там мир, благодать, успешное решение труднейших социальных проблем и уважение к человеку». Библиотеки сегодня не только место, где можно почитать книги, но и важнейший ресурс по развитию взаимопонимания между людьми, территория диалога культур, площадка постоянного общения между представителями различных социальных групп.

Библиотеки изначально являются территорией толерантности, где людей не делят по социальному и национальному признаку, вероисповеданию, принадлежности к каким-либо группам. Для библиотеки — все люди, пришедшие в нее, прежде всего, читатели. Для всех создаются равные условия для комфортного общения и получения необходимой информации.

Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой, как я, значит, — «плохой», «неприемлемый». И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» — в «другого», и не просто в «другого», но — именно этим и интересного! Залогом такого преобразования может и должно стать своего рода «приближение» к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях.

Очень важно, чтобы каждый из нас, понял, что же нас, столь разных и непохожих, объединяет и, в конечном счете, позволяет понять и принять другого? Может быть, после прочтения этих  книг вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы!

Список литературы:

1.Бер, Александр. Алеся учится дружить / А. Бер.- Москва: Эксмо, 2018.- 50с.

Сверстники Алеси находят её странной и не похожей на остальных. Поэтому она в равной степени страдает от одиночества и от пристального внимания окружающих. Ситуацию спасают подаренные ей на день рождения игрушечные ёжики, что совершенно неожиданно оживают и меняют жизнь девочки в лучшую сторону. Эта сказка о дружбе, любви и толерантности.

2.Вильке, Д.    Мусорщик / Д. Вильке.- Москва: Время, 2015.- 128с.: ил.    (Время-детство!)

Его зовут просто — Мусорщик. И его мир прост — Мусорщик состоит из мусора и только мусор он впускает в свою жизнь. Но однажды к нему подселяют чужака. Проходящего. Странного — чужого и одновременно совсем своего. Он принесет перемены и множество вопросов. Что будет, если попробовать жить по новому? Что станет с будущим, если разобраться с прошлым и полюбить настоящее? То, что нам не нравится в других, — не наше ли это отражение? «Мусорщик» — сказка в декорациях современного города, философская притча о себе и о других.

3.Вильке, Д.    Шутовский колпак / Д. Вильке.- Москва: Встречное движение, 2012.- 132с.

Шут – самая красивая кукла театра. Шут – это Гришка, потому что он не такой, как другие. И Лёлик, гениальный кукольный мастер, – тоже Шут. Но самый главный Шут – актер Сэм, из-за своей инаковости живущий как на пороховой бочке. Его Гришка и дерзкая Сашок обожают с малолетства. Но вдруг все меняется: Сэм уезжает в толерантную Голландию, Лёлика отправляют на пенсию, Шута продают в частную коллекцию. И Гришке, чтобы найти себя, придется понять: что важнее – быть «нормальным» или самим собой? Надо ли соответствовать чему-то «правильному»? И кто решает, что «правильно»?

4.Железников, Владимир Карпович. Чучело : повести / Владимир Железников; [иллюстрации В. Л. Гальдяева]. — Москва : Эксмо, 2019. — 540с.

«Чучелом» прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер. Много «чучел» живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.

5.Мурашова, Е. Одно чудо на всю жизнь. –Москва: Центр «Нарния», 2012.–368с.–(Мир для всех: Там, где мы живем)

Эта повесть — о столкновении интересов двух подростковых компаний — благополучных питерских гимназистов и пригородных беспризорников. Время действия — 90-е годы XX века. И хотя воссозданная в повести жизнь прагматична, а порой и жестока, в ней нет безысходности, а есть место и родительской любви, и заботе о слабых и привязанности к ним, и чистейшей влюблённости, жертвенности и благородству. Читаешь повесть, глядишь на героев, и как короста слезает, а под ней оказывается живая, «маленькая пушистая душа». И как верно подметил главарь беспризорников, Генка Лис: «только в книжках добро и зло делится в пространстве. На самом деле граница проходит внутри. Внутри каждого человека. И каждый из людей сражается сам с собой…».

6.Сташков, Глеб. Интербригада / Г. Сташков. — Москва: Время, 2015.- 215с.

Роман, победивший в номинации «Нонконформизм» литературной национальной премии «Рукопись года». Гротескная история о журналисте и пиарщике, вынужденном стать доктором Джекилом российской толерантности и мистером Хайдом русского национализма. Главный герой, защищая свою девушку, совершает убийство. После чего получает редакционное задание разобраться в этом происшествии – и вынужденно ведет журналистское расследование преступления, совершенного им самим. Впрочем, захватывающий сюжет лишь повод поразмышлять о безразличии и о праве сделать свой выбор. Об обстоятельствах, которые могут быть сильнее нас, и о нас, которые могут быть сильнее обстоятельств.

7.Улицкая, Л.Е. Детство-49 : Сборник рассказов. – Москва: АСТ, 2012г.

«Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше», – считал Корней Чуковский. Книга Людмилы Улицкой «Детство сорок девять» вполне соответствует этому призыву. Здесь собраны шесть простых и волнительных рассказов о детях с прекрасными и необычными иллюстрациями Владимира Любарова. Рассказы эти о детях и взрослых, которым довелось жить в непростое и бедное послевоенное время, когда, потеряв деньги, данные бабушкой на покупку капусты, две маленькие девочки могли замёрзнуть не столько от холода, сколько от страха, как в рассказе «Капустное чудо»; когда дети умели радоваться бумажным корабликам сильнее, чем настоящим игрушкам, которых почти ни у кого не было. В книге, что отрадно, нет никакого осуждения времени, есть только теплота воспоминаний.

8.Улицкая, Л.Е.  Сказки доброты / Л.Е. Улицкая, Д.А. Донцова, Д. Рубина.- М.: Эксмо, 2012.- 176с.: ил..-(Школа доброты)

В книге Людмилы Улицкой собраны рассказы, сказки и рисунки детей с ограниченными возможностями, а также детей и взрослых, которые поддержали проект благотворительной программы «Школа доброты». Свои произведения, предоставили Людмила Улицкая, Дарья Донцова и Дина Рубина.

Зав. сектором О.В. Степанцова