30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий.
Время неумолимо идёт вперёд. Приходят и уходят поколения. Одни исторические события сменяются другими, но среди них есть такие, о которых необходимо помнить всегда, как бы далеко они не стояли от наших дней.
Политические репрессии 30 –х годов XX столетия – одна из самых трагических страниц летописи нашей страны и Ростовской области. За короткими строчками биографии каждого человека, его фамилия, тяжелая судьба, горе и слёзы его семьи, искалеченные мечты и надежды.
Монумент памяти жертв политических репрессий находится в г.Ростове-на-Дону в Парке строителей. Он установлен 24 ноября 1995 г. по инициативе Ростовской областной ассоциации жертв незаконных политических репрессий «Мемориал» на средства администраций Ростовской области и Ростова-на-Дону при поддержке общественных организаций. Авторы: Э.И. Емельянов, П.А. Ибалаков, Л.В. Кузнецов, К. А. Рудов, М. Ф. Поляничко, Э.А. Полянский
ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА:
Мемориал из трех стел и Стены скорби. Центральная стела — православный крест (лицевая сторона) и символы других религиозных конфессий (обратная сторона), на цоколе — названия 192 лагерей и имена содействовавших сооружению мемориала. Западная стела — сцены ареста и расстрела. Восточная стела — тюремная камера с узниками и этап. «Стена скорби» — карта СССР (в центре) с обозначением главных лагерей; ее левая часть названа «Кровавый век России» (приведено число погибших за годы Советской власти); в правой части — данные по области
НАДПИСЬ: «Невинно убиенным» (на фасаде центральной стелы)
День Памяти жертв политических репрессий в России официально был учрежден постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» в связи с принятием закона «О реабилитации жертв политических репрессий». В этот день вспоминают миллионы людей, подвергнутых репрессиям за политические, религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам, отправленных в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишенных жизни.
Дата выбрана в память о голодовке, начатой 30 октября 1974 года узниками мордовских и пермских лагерей. Политзаключенные объявили ее в знак протеста против политических репрессий в СССР. Впоследствии такие голодовки ежегодно проходили 30 октября, а с 1987 года в городах Советского Союза стали проводиться и демонстрации.
В Ростовской областной Центральной библиотечной системе находится книга о жертвах незаконных политических репрессий в Ростовской области: «Мы не забыли: Книга памяти жертв незаконных политических репрессий» Эрлена Ивановича Емельянова
Мы не забыли: Книга памяти жертв незаконных политических репрессий. Выпуск второй. Ростов-на-Дону. «Цветная печать». 1998. 520 с.
2690 справок на репрессированных. Материал сформирован в виде списков, упорядоченных по алфавиту: 1) списки жертв незаконных политических репрессий, дети которых или они сами являются членами правления Ростовской областной ассоциации жертв незаконных политических репрессий; 2) коллективные дела на 250 чел.; 3) списки по национальностям; 4) список реабилитированных, выданный прокуратурой ростовской области (продолжение, начало в книге 1).
Автор и составитель Эрлен Иванович Емельянов.
По данным правозащитного центра «Мемориал», в России в настоящее время живы около 800 тысяч пострадавших от политических репрессий (в их число, согласно Закону о реабилитации жертв политических репрессий, входят также дети, оставшиеся без попечения родителей).
Политические разногласия всегда сопровождали становление новой государственности. И чем труднее было завоевать власть, тем жестче было преследование этой властью своих политических врагов. Политические преступления – преступления против власти в любом государстве на протяжении всей истории государственности всегда относились к преступлениям особо тяжким, за которые предусматривались самые суровые меры наказания. Это понятно и оправданно: чтобы государство стало прочным и незыблемым, необходимо избавиться, прежде всего, от внутренних врагов…
Именно поэтому особый разгул политических репрессий приходился на период правления И.В. Сталина.
«Мне не дано анализировать необыкновенно изощрённый ум Сталина, но мне кажется, что он, в отличие от других диктаторов, использовал страх не столько для подчинения людей свой воле (в чём, кстати, блестяще преуспел: народ обожал его и преклонялся перед ним), сколько для сохранения всех в состоянии вечной бдительности, круговой обороны. Враг был внешний, мечтавший уничтожить первое в истории государство рабочих и крестьян, и был враг внутренний, строивший планы подрыва страны социализма. Троцкисты, правые уклонисты, враги народа, кулаки, безродные космополиты, сионисты – все служили одной цели. И до тех пор, пока народ опасался угрозы, пока его несло по предательски скользкой палубе истории, создаваемой у него на глазах, ему некогда думать, некогда задаваться вопросами, некогда сомневаться, и в это время ничто не могло пошатнуть абсолютной власти Сталина,» — пишет Владимир Познер в своей книге «Прощание с иллюзиями». Эта книга находится в фонде филиала № 5 ЦБС города Ростов-на-Дону – библиотеки имени М.А. Листопадова.
Книгу «Прощание с иллюзиями» Владимир Познер написал двадцать один год тому назад. Написал по-английски. В США она двенадцать недель держалась в списке бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс». Познер полагал, что сразу переведет свою книгу на русский, но, как он говорил: «Уж слишком трудно она далась мне, чуть подожду». Ждал восемнадцать лет — перевод был завершен в 2008 году. Еще три года он размышлял над тем, как в рукописи эти прошедшие годы отразить. И только теперь, по мнению автора, пришло время издать русский вариант книги «Прощание с иллюзиями».
Это не просто мемуары человека с очень сложной, но поистине головокружительной судьбой: Познер родился в Париже, провел детство в Нью-Йорке и только в 18 лет впервые приехал в Москву. Отчаянно желая стать русским, он до сих пор пытается разобраться, кто же он, и где его настоящая Родина. Книга интересна тем, что Владимир Познер видел многие крупнейшие события ХХ века «с разных сторон баррикад» и умеет увлекательно и очень остро рассказать об этом. Но главное — он пытается трезво и непредвзято оценить Россию, Америку и Европу. Познер знает изнутри наше и западное телевидение, политическое закулисье и жизнь элит. Впервые в русской литературе XXI века автор решается честно порассуждать о вопросах национального самосознания, вероисповедания, политики и особенностях русского менталитета. Эта книга, безусловно, изменит наше отношение к мемуарам, т.к. до этого с такой откровенностью, иронией и глубиной никто не писал о своей жизни, стране и нашей эпохе.
В этой книге автор затрагивает и другие моменты политических противостояний в СССР. Ведь они происходили постоянно на протяжении всего существования социалистического строя. Всего с 1937 года только на Дону было репрессировано 90 тысяч человек, из них 16 тысяч — расстреляны. Атаман Всевеликого войска донского Виктор Водолацкий считает, что Дон в годы репрессий пострадал больше всего.
Это, наверное, является исторической закономерностью, поскольку всегда рядом с названием «Дон» присутствовал эпитет «Вольный».
Всю уродливость системы признания граждан «политическими» в то время обнажил в своих произведениях Александр Солженицын в своих произведениях «Архипелаг Гулаг» и «В круге первом», рассказывая о реальных людях, прошедших через все муки репрессивного ада.
«В этой книге нет ни вымышленных лиц , ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалы, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имён, а всё было именно так,» — писал А.Солженицын в предисловии к изданию «Архипелаг Гулаг». Да и разве могло быть по-другому, если сам Александр Исаевич – офицер Советской Армии, с первых дней ВОВ и до её конца самозабвенно защищавший свою Родину — СССР, являлся «политическим» каторжанином.
Да, именно, «каторжанином», потому что « и через двадцать шесть лет после того, как Февральская революция отменила каторгу, – Сталин снова её ввёл. Это было в апреле 1943 года. *А.И. Солженицын «Архипелаг Гулаг», полное издание в одном томе, Москва, 2015
Подлость и предательство – вот основные субъективные причины возникновения репрессий в таком огромном масштабе… А ещё страх. Страх – самому оказаться на месте подозреваемого.
«Если бы я не завизировал, то в следующий раз меня бы завизировали», — сказал один из героев фильма «Любовь с привилегиями», оправдывая свою подпись под приговором человека, который оказался отцом любимой женщины. (Двухсерийная телеверсия называется «Городские подробности» — советский художественный фильм 1989 года, драма. Премьера состоялась 1 ноября 1990 года.)
Действительно, легче было оболгать ближнего, чем самому попасть в эти «жернова».
Вот об этих низменных людских чувствах, которые в большой мере способствовали разгулу произвола в то страшное время, на самом деле, и повествует Михаил Булгаков в своём произведении «Мастер и Маргарита».
«Тотчас с потолка обрушился на пол растерянный и близкий к исступлению гражданин в одном белье, но почему-то с чемоданом в руках и в кепке. От страху этот человек трясся и приседал.
— Могарыч? – спросил Азазелло у свалившегося с неба.
— Алоизий Могарыч, — ответил тот, дрожа.
— Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? – спросил Азазелло.
Новоявившеся гражданин посинел и залился слезами раскаяния.
— Вы хотели переехать в его комнаты? – как можно задушевнее прогнусил Азазелло…»
Автор: Булгаков Михаил Афанасьевич
Редактор: Нарбекова А. В.
Издательство: Вече, 2019 г.
Серия: 100 великих романов
Конечно, современному молодому поколению очень сложно разбираться во всех тонкостях данной проблемы, поскольку в нынешнем демократическом обществе такие явления не могут быть оправданы. Конституция Российской Федерации является Гарантией соблюдения прав и свобод человека, политика строгого соблюдения законности даёт возможность каждому гражданину возможность свободно выражать свои убеждения, но забывать трагические вехи в истории нашего государства нельзя.
День памяти жертв политических репрессий даёт возможность нам отдать дань уважения и благодарности всем, пострадавшим в борьбе за свободное и демократичное общество!