Она была миниатюрной женщиной с агатовыми глазами и губами цвета спелой малины. Немного по-детски восторженная, немного пафосная в своих стихах, нежная и принимавшая все на веру. И имя носила такое же — Вера. Вера Инбер, урожденная Шпенцер, появилась в семье купца второй гильдии, владельца одной из крупнейших одесских типографий, в 1890 году. Моисей Филиппович возглавлял научное издательство, а мама девочки была заведующей еврейским женским училищем, где преподавала русский язык.
Двоюродным братом отца Веры был Лев Троцкий (тогда он еще носил имя Лейба Бронштейн), который жил в семье Шпенцеров в течение шести лет, пока учился в Одессе. Именно он позже оказал значительное влияние на формирование политических взглядов племянницы.
В семье была огромная библиотека, в которой девушка проводила все свободное от учебы время, окруженная героями литературной классики. Несмотря на свой маленький рост, Вера обладала сильным характером, который проявился еще в годы учебы на историко-филологическом отделении Высших одесских курсов. Вера была не только заводилой и организатором в группе, но и писала сценарии студенческих капустников.
Лучи
полудня тяжко пламенеют.
Вступаю в море, и в морской волне
Мои колена смугло розовеют,
Как яблоки в траве.
Дышу
и растворяюсь в водном лоне,
Лежу на дне, как солнечный клубок,
И раковины алые ладоней
Врастают в неподатливый песок.
Дрожа
и тая, проплывают челны.
Как сладостно морское бытие!
Как твердые и медленные волны
Качают тело легкое мое!
Так
протекает дивный час купанья,
И ставшему холодным, как луна,
Плечу приятны теплые касанья
Нагретого полуднем полотна.
Реклама 10
Ее первая публикация в газетах города – «жемчужины у моря» относится к 1910 году. Тогда же на ее стихи появились первые песни, которые исполнял великий Вертинский. Чтобы укрепить здоровье дочери, родители отправили девушку сначала в Швейцарию, а затем во Францию, где и начался самый романтический период жизни Веры.
Париж
Будучи
очень общительной, в Париже Вера скоро завела знакомство со множеством
творческих личностей. Среди ее новых друзей были прогрессивные для того времени
писатели, поэты и художники. Окружение очень позитивно сказалось на творчестве
начинающей поэтессы.
Поменяв фамилию на Инбер, она за свой счет издает книгу «Печальное вино».
Сборник очень понравился Александру Блоку. Положительную оценку он получил и у
Ильи Эренбурга.
Родив дочь Жанну от любимого мужа Натана Инбера, Вера начала писать детские
стихи, на которых потом выросло не одно поколение. Она стала автором ряда
шутливых стихотворений, положенных на музыку.
Веселая и озорная одесская поэтесса блестяще писала о парижской моде, в которой разбиралась не понаслышке после своих путешествий по Европе. Она учила дам одеваться и быть современными. Писала тонкие стихи в стиле акмеистов и вместе с тем забавные куплеты про грумма Вилли и девушку из Нагасаки
Он юнга, родина его — Марсель,
Он обожает ссоры, брань и драки,
Он курит трубку, пьет крепчайший эль
И любит девушку из Нагасаки.
Она и не знала, что ее стихотворение ушло в народ и стало любимой песней не только в блатной Одессе, но и в лагерях ее родины. Песни про Джонни и девушку из Нагасаки до сих пор напевают в нашей стране, не подозревая, кто является автором. В 1914 году Инбер вернется в Одессу, но позже она еще будет посещать город, покоривший ее сердце, в качестве российского корреспондента в Париже.
Возвращение
Незадолго
до революции семья Инбер возвращается в Одессу. Здесь Вера много работает:
печатается в прессе, читает на поэтических вечерах, пишет сценарии для
театральных постановок и сама участвует в спектаклях. Кроме того, она
занимается переводами классики.
Вскоре ее семья перебирается в Москву.
Важное место в творчестве Инбер в то время занимали театральные постановки для
детей. С особым теплом об этом вспоминает актриса Рина Зеленая. Даже в детских
пьесах начинает угадываться революционное влияние дяди Веры — Льва Троцкого.
Она свято верила, что «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
В 1919 году муж поэтессы вновь покидает Россию, но Вера не смогла долго оставаться в эмиграции. Перемены на родине были пугающими, но, как поэт, она чувствовала новое дыхание времени и хотела писать об этом. Как она вспоминала о тех временах: с корнем был вырван старый календарь. И судьбу свою она решила переписать заново. Вторым мужем Веры Инбер стал профессор-химик Александр Фрумкин. Имея такую надежную опору в столице, да еще и покровительство дяди, не последнего человека в правительстве, поэтесса становится очень востребованным человеком в Москве. Инбер много путешествует по стране, посещает молодежные стройки и делится своими впечатлениями с читателем.
В начале 20-х годов она работает корреспондентом в Брюсселе, Берлине и Париже. Ее статьи печатаются в «Красной ниве», «Прожекторе» и «Огоньке». Удивляет тот факт, что, когда вершили суд над троцкистами, имя Веры Инбер не только не было упомянуто, но ее даже направляли в заграничные командировки. В ее стихах этого периода прослеживается кричащая тоска по Парижу. Изменившуюся Родину она приняла всей душой, и изменилась вместе с ней и сама. И никогда ее не предавала. В 1933 году Инбер в составе группы писателей отправилась в командировку, организованную НКВД.
Авторам будущей книги предложили написать о строительстве на позитивной ноте. Представить работу ссыльных ученых, как увлекательный труд в очень комфортных условиях, где «перековываются умы» на благо великой страны.
Пафос изданной книги оставляет горький привкус, хотя это и было коллективное творчество очень достойных людей. А Вера Михайловна старалась видеть то, во что очень хотелось верить.
В блокаду
Война
началась тогда, когда Вера Инбер в третий раз вышла замуж. Ее избранником стал
профессор Страшун, с которым поэтесса поехала в Ленинград, отправив дочь и
внука в эвакуацию. Илья Давыдович всю блокаду проработал ректором Медицинского
института, а Вера Михайловна всегда была рядом, поддерживая мужа в тяжелые
минуты.
Она вела дневник, описывая каждый страшный блокадный день. Позже по этим
материалам была издана книга. Во время Ленинградской блокады Инбер написала
поэму «Пулковский меридиан», которая стала лучшим образцом ее творчества.
Это произведение было удостоено Сталинской премии. В осажденном городе писательницу постигло горькое известие — умер ее годовалый внук. Оглушительная боль, трагедия. Несколько дней в состоянии прострации, когда задаешься вопросом: как жить дальше. Этот период Вера Михайловна описывает с неизмеримой горечью. И снова с неистовой силой начинает писать, ведь работа для нее — лучшее болеутоляющее средство.
На закате
После войны Инбер начали называть «функционером». Молодые поэты ее откровенно не любили, а кто-то завидовал тому, что она заняла престижную должность в Союзе писателей, приобрела дачу и большую квартиру в центре Москвы. Писать она стала реже и хуже. А вскоре, в связи с нашумевшим «делом врачей», ее муж попал в психиатрическую больницу. Все свое горе Вера Инбер начинает изливать на других людей: включается в травлю Пастернака, пишет донос на Мартынова. Миловидная старушка с ангельским взором выплеснула всю жизнь копившийся страх и отчаяние на своих коллег. В последние годы Инбер занималась переводами поэтических произведений с украинского и французского. Умерла в ноябре 1972 года в Москве. Об ушедших вспоминают только хорошее. И Вера Михайловна навсегда останется в памяти читателей одним из мастеров пера, о которых она говорила: «Пока мы работаем, нас ни пуля, ни смерть не возьмет…»
Многие не простили Вере Инбер верноподданического стиля и преданности власти. Может быть, и простили бы за ранние стихи и за блокаду, если бы не участие в травле неугодных власти поэтов и писателей. Вера Инбер, выступая против Пастернака, Лидии Чуковской, поддерживающая гонения поэтов после войны в связи с Постановлением о журналах «Звезда» и «Ленинград», была по другую сторону баррикад.
Читатель мой, не надобно бояться,
Что я твой книжный шкаф обременю
Посмертными томами (штук пятнадцать),
Одетыми в тисненую броню.
Нет. Издана не пышно, не богато,
В простой обложке серо-голубой,
То будет книжка малого формата,
Чтоб можно было брать ее с собой.
Чтобы она у сердца трепетала
В кармане делового пиджака,
Чтобы ее из сумки извлекала
Домохозяйки теплая рука.
Чтоб девочка в капроновых оборках
Из-за нее бы не пошла на бал,
Чтобы студент, забывши про пятерки,
Ее во время лекции читал…